Якоря повышенной держащей силы, появившиеся в 70-е гг., имеют одну характерную особенность — сделанные на тренде стабилизаторы, выполняющие функцию штока якорей типа Дэнфорта, но значительно короче. Они стали неотъемлемой частью тренда современных якорей ввиду того, что лапы их максимально сближены, а это, как известно, делает якорь валким при протаскивании на грунте. Самыми удачными втяжными якорями повышенной держащей силы за рубежом сейчас считаются якоря типа «Юнион» (ФРГ, рис. 188) и якорь Стокса (рис. 189).
Говоря о становых якорях повышенной держащей силы, следует заметить, что их основное преимущество перед обычными якорями позволяет сократить их массу на 25–50 %. Для проектировщика якорного устройства судна такая экономия весьма заманчива, особенно при расчете устройства малотоннажных судов. Однако здесь кроется одна опасность — сделать становой якорь слишком легким (хотя по держащей силе он во много раз будет превосходить тяжелый). Всегда следует помнить, что якорю необходим достаточный вес (сила тяжести), для того чтобы выдернуть из цепного ящика половину длины якорной цепи, когда нет возможности вытравить ее брашпилем или шпилем.
И, наконец, нельзя забывать, что может возникнуть такая ситуация, когда судно вынуждено будет стать на якорь на скальном грунте или даже на плите, где якорь не заберет. В этом случае якорная стоянка будет обеспечиваться лишь за счет веса якоря и вытравленной якорь-цепи.
10 Якоря для малых судов
Втяжные якоря малых весовых категорий
Кораблестроители, проектирующие судовые, якорные устройства, и моряки, ими пользующиеся, давно заметили, что держащая сила якорей одной и той же конструкции сильно изменяется в зависимости от их весовой категории. Например, если взять якорь Холла весом 3 тс и по его чертежам изготовить подобный же якорь, скажем, в 3 кгс, то держащая сила этой «малютки» по отношению к его весу будет намного ниже, чем у большого холловского якоря по отношению к 3 тс его веса. Это объясняется масштабным эффектом. Именно поэтому почти все применяемые конструкции становых якорей выпускаются в определенных (больших) весовых категориях и не изготавливаются в малых.
Бывает и наоборот: держащая сила становых якорей падает по мере увеличения их весовой категории. Здесь причина та же — масштабный эффект, и объяснить это можно тем, что отношение площади якоря, которая оказывает сопротивление при вхождении его в грунт, к его весу будет с точки зрения величины держащей силы лучше у якоря в 3 кгс, чем у якоря в 3 тс, поскольку вес увеличивается пропорционально кубу, а площадь — пропорционально квадрату линейных величин. Вот почему проектировщикам всегда следует иметь в виду, что одни конструкции становых якорей хорошо работают только в тяжелых весовых модификациях, другие — только в легких. В самой меньшей степени это относится к классическому якорю — адмиралтейскому, и доказательством этому служит тот факт, что уменьшенная его копия в 5 кг считается надежным якорем для яхты, шлюпки или катера.