650-сильный бортовой грузовик-тягач МАЗ-7911 «Оплот-А» с прицепом МАЗ-8950. 1974 год

Первые шесть прототипов пяти базовых автомобилей семейства «Оплот» были собраны в 1973 – 1974 годах и в течение 1974 – 1975 годов проходили государственные приемочные испытания в 21 НИИИ. Их результаты в целом оказались положительными, все семейство было рекомендовано к производству и принятию на вооружение. Серийный выпуск седельных тягачей «Оплот» планировалось развернуть на Курганском заводе, а всех новых одиночных шасси – в Минске. КЗКТ так и не смог к тому времени справиться со своими собственными организационными и производственными проблемами, и серийное изготовление новой техники там провалилось. В Минске столкнулись с другой проблемой – отказом управлений снабжения Советской Армии и заводов-изготовителей спецнадстроек от перехода на новые виды шасси, что повлекло бы за собой необходимость переработки всех уже установленных на МАЗ-543 систем вооружения и перемонтирования их на новые автомобили. Третьей общей для обоих предприятий причиной были трудности с организацией серийного выпуска новых двигателей в Барнауле. В результате изготовление всех машин семейства «Оплот» носило мелкосерийный или одиночный характер, а их принятие на вооружение в 1978 году совпало с отказом от серийного производства и фактической остановкой новых разработок по этой теме. Несмотря на это, работы по военным седельным тягачам продолжались до середины 1980-х годов, а гражданские версии, формально не входившие в семейство «Оплот», в небольших количествах собирали вплоть до момента распада СССР. Наиболее успешной оказалась судьба седельного тягача МАЗ-74106 с активным полуприцепом, выпускавшегося до середины 1990-х для комплектования ЗРС С-300. Но и он тоже не входил в семейство «Оплот». В общей сложности с 1973 года Минский автозавод собрал 629 пробных военных машин «Оплот» семи основных вариантов. Их особенности и основные данные приведены ниже.

 

МАЗ-7911 «Оплот-А» – первое базовое 20-тонное длиннобазное 650-сильное шасси с двумя кабинами и размещенным за ними силовым агрегатом, предназначенное для монтажа военных кузовов и спецнадстроек. В конструктивном плане являлось усиленным вариантом машины МАЗ-543. Опытный образец построен в 1973 году, в 1975-м прошел государственные испытания и до 1979 года выпускался мелкими сериями по отдельным заказам. Диапазон регулирования давления в шинах составлял 1,0 – 3,5 кгс/см. Монтажная длина рамы (6140 мм) и расход топлива (80 л на 100 км) соответствовали модели 543. Снаряженная масса автомобиля без надстройки – 21 350 кг, полная – 41,6 т. Габаритные размеры – 11 520x3050x2670 мм. Общий объем топливных баков в 790 л позволил увеличить запас хода до 925 км.

 

650-сильный бортовой грузовик-тягач МАЗ-7911 «Оплот-А» с прицепом МАЗ-8950. 1974 год

Комментарии закрыты.