198. Адмиралтейские якоря для малых судов
Прежде всего отметим, что на таких судах, как крейсерские яхты и морские катера, в подавляющем большинстве используется якорь, надежность принципа действия которого проверена тысячелетиями, — адмиралтейский. Поскольку на конструкцию этих якорей в малых весовых категориях почти не влияет масштабный эффект, масса некоторых из них не превышает 2 кг. Такие адмиралтейские якоря имеют железные выдвижные штоки, что делает их хранение на борту небольшого судна вполне удобным (рис. 198). Однако такие якоря перед их отдачей приходится вооружать: продевать в веретено выдвижной шток и крепить его чекой. Стремление ускорить эту операцию привело к созданию адмиралтейских якорей со штоками, которые ¦сами становятся в нужное положение на веретене, когда якорь летит в воду.
На рис. 199 показан якорь, запатентованный в 1955 г. американским инженером Вильямом Эбботом. Шток этого якоря, представляющий швеллер небольшого сечения, приварен к направляющей коробке, которая свободно перемещается по винтообразному веретену, состоящему из двух стальных полос. Скоба якоря прикреплена к направляющей коробке у штока. При отдаче’ якоря под действием веса рогов шток скользит по двум полосам веретена и, дойдя до ограничителя на его конце, принимает положение, перпендикулярное к плоскости рогов.
199. Якорь Эббота
200. Якорь типа «Рекс»
У конструкции этого якоря есть один существенный ^недостаток: если одна из полос веретена при падении на твердый грунт погнется, то шток будет заклинен и якорь не заберет. Из-за сложности изготовления и высокой стоимости якорь Эббота широкого распространения не получил, хотя он и оригинален. Более прочным и надежным якорем с винтообразным веретеном является якорь типа «Рекс», запатентованный в Англии еще в конце прошлого века. Его устройство не требует объяснения: оно понятно из рисунка. Такие якоря (рис. 200) автору довелось видеть на английских крейсерских яхтах. Их конструкции оригинальны, просты и надежны.
Стремление изобретателей сохранить в конструкции принцип адмиралтейского якоря и в то же время обеспечить максимальное удобство его хранения на судне, когда он не требуется, привело к появлению якорей со складывающимися рогами и штоком. У обычного складного якоря шарнирные рога и выдвижной шток. Этот якорь довольно часто встречается на иностранных яхтах и катерах (рис. 201).
201. Складной адмиралтейский якорь