Активные действия флота случались не часто

Несмотря на недостатки, деревянные военные парусники находились на вооружениифлотов на протяжении трех-четырех веков, и адмиралтейства расставалисьс ними с сожалением, так как эти корабли были по-своему очень эффективныи экономичны. Они имели хороший радиус действия, были выносливы, независимостьот морских баз позволяла им бесследно исчезать в океанских просторах -все эти достоинства флоты обрели вновь лишь недавно, с приходом атомныхподводных лодок.

Активные действия флота случались не часто, угрозой был сам факт егосуществования. Однако до середины XVIII века считалось непрактичным круглый годдержать флот в море, так как зимой корабли быстрее портились. Правда, усилиямипреданных своему делу офицеров эти трудности преодолевались. Каждому, ктознаком с характером побережья, парусными судами и молекулой целлюлозы,длившаяся круглый год блокада Бреста и Тулона должна показаться почтиневероятной. “Эти стоящие вдали избитые штормами корабли, которых Великаяармия никогда не видела, стояли между нею и мировымгосподством”.

kaneohe_fish_pond_hawaii

Канаты и рангоуты балтийского происхождения доставляли морякам блокирующихсудов много хлопот. И хотя французов они видели очень редко, им приходилосьсражаться денно и нощно, их врагами были канаты, паруса, реи, которые вытягивались,гнили, рвались. Адмирал Нельсон писал: “Ко мне обращались с разных кораблейс жалобами на большую часть парусов и оснастки, но просьбы о замене выполнитьбыло невозможно, так как в запасе был лишь такой же непригодный к службехлам. Надо было искать другие пути борьбы с этим злом”. И все же “двадцатьдва месяца флот Нельсона не заходил в порт, – и, когда в конце концов возникланеобходимость преследовать неприятеля четыре тысячи миль, корабли оказалисьво всех отношениях готовыми к этому неожиданному и столь далекому походу”.

Когда парусное судно идет при крепком попутном ветре будь это даже шторм,нагрузки в оснастке не слишком велики. Однако, когда корабль бросает изстороны в сторону на его пути против ветра, общая нагрузка в тросах на которых держатся мачты, может достигать нескольких тысяч тонн. Вплоть досередины XIX века вся эта нагрузка, эквивалентная весу многих железнодорожныхсоставов, приходилась на долю пеньковых канатов, которые всегда подверженыразбуханию и усушке, вытяжке и гниению, поэтому требовалось большое искусстводля того, чтобы не лишиться нескольких – а того и гляди, всех – мачт игренгоутов. Понятно, что моряки всегда стремились избегать длительных походовнавстречу ветру в бурную погоду.

Комментарии закрыты.