До наших дней сохранились великолепные образцы соединений в античныхпостройках. Правда, не ясно, насколько необходима была та тщательность,с которой выполнены большие каменные блоки этих сооружений. Вероятно, отчастиона определялась соображениями престижа. Но как бы то ни было, многие издревних построек поражают наше воображение.
Однако какой высокой и впечатляющей ни была бы стена, технически этоне очень мудреная конструкция; ее создатель должен был думать лишь о напряжениях,действующих в одном направлении, по вертикали. Правда, перекрытия, двери,окна всегда вносят дополнительные трудности. А как только мы начинаем рисоватьв своем воображении системы напряжений в двух и трех направлениях, переднами открываются колоссальные возможности. Примером может служить арка.Самая простая арка (рис. 6) работает на сжатие одновременно в двух направлениях,хотя на первый взгляд это кажется невозможным. Кирпичной аркой можно безособых ухищрений перекрыть пролет длиной около 50 м (чаще встречаются пролетыв 25–50 м). Это намного больше того, чего удается добиться с помощью любогопростого балочного перекрытия. Арки очень долговечны, и до наших дней вотличном состоянии сохранилось много древнеримских арок, с их помощью,например, перебрасывали водопроводы через овраги.
Рис. 6. Арка, представляющая собой конструкцию,работающую на сжатие в двух направлениях
Формирование представлений о сложном напряженном состоянии стимулировалогромадный скачок в развитии не только архитектуры, но и техники. Как толькобыла принята концепция двумерной арки, а вслед за этим сделан следующийлогический шаг – к трехмерному куполу, – архитектура стала творить чудеса.Центральная часть собора св. Софии, построенного в Константинополе около530 года при императоре Юстиниане, представляет собой огромный купол, диаметркоторого достигает 33 м. Для легкости он сложен из пемзы и покоится нагромадных арках, которые в свою очередь опираются на вспомогательные полукупола(рис. 7). Размеры свободного от каких-либо колонн пространства площадьюболее чем 60×30 и высотой около 80 м были, вероятно, непревзойденными вплотьдо постройки современных вокзалов, крыши которых держатся на металлическихстропилах.
Рис. 7. Макет куполов собора св. Софии в Константинополе.
Формы византийских зданий, как правило, просты. Готические же архитекторы