Деревянные суда

Деревянные суда

Деревянный парусник обеспечил в свое время экспансию Запада и потомуболее, чем какой-либо другой продукт техники, определил сегодняшние условияв нашем мире. Деревянные парусники открывали новые земли, они делали картуЗемли. Они перевозили пассажиров и войска, эмигрантов и каторжников, путешественникови рабов. На них грузили золото и уголь, станки и книги, чай и шерсть, хлопоки дешевую жесть. Они везли это не только за тридевять земель, но и вдольпобережья, по рекам. Многие сотни лет военный корабль был самым вескимаргументов королей, которые часто пускали его в ход.

1417188443-6069676-www.nevseoboi.com.ua

Деревянные корабли – отнюдь не дела давно минувших дней, на памяти нашегопоколения существовали первоклассные пассажирские парусные суда, плававшие вАвстралию.Живы адмиралы, которые начинали службу на деревянных парусниках.

Хотя примерно в середине прошлого века как корпуса, так и оснастка судовбыли значительно усовершенствованы, в течение предшествующих трех-четырехстолетий основные принципы конструирования оставались неизменными. Ониопределялись двумя факторами: разбуханием древесины и высокой стоимостьюметаллов.

Несущая конструкция большого корабля делалась из естественно изогнутойдревесины, для таких элементов как шпангоуты, выбирались стволы деревьев,на корню принявших подходящую форму. Водонепроницаемая обшивка и палубанакладывались поверх частой решетки шпангоутов и продольных балок примерноквадратного сечения, пересекающихся со шпангоутами под прямым углом. Этарешетка не имела диагональных связующих элементов, способных восприниматьсдвиг. Кромки примыкающих одна к другой планок обшивки не связывались междусобой механически, зазор между ними имел форму V-образной канавки. В этуканавку с помощью специального конопаточного зубила и деревянного молотказагонялась пакля, которую делали из отслуживших свое канатов обитателитюрем и работных домов.

Поверх пакли между планками оставался открытый зазор шириной примерно1 см. На палубах его заливали потом с помощью специального черпака горячейсмолой. После того как смола застывала, ее излишки легко соскребались -в холодном состоянии смола становится достаточно хрупкой. В итоге палубарасчерчивалась изящными черными линиями. Для днища и боков судна использоваласьспециальная замазка. Смысл всех этих операций заключался в том, чтобы заставитьпаклю компенсировать усушку и разбухание деревянной обшивки, а также -в некоторой степени – деформацию корпуса без заметного нарушения герметичности.

Вся конструкция была – в известной мере это делалось умышленно – довольногибкой, вроде большой корзинки. Вероятно, не без оснований считалось, что,кроме компенсации усушки и разбухания древесины, такая гибкость корпуса

Комментарии закрыты.