Трудовое воспитание ребенка

Нередко человека, обладающего качествами, приобретенными вследствие трудового воспитания (доброта, уважение к людям и их работе, нетерпение к бесхозяйственности, усидчивость, настойчивость, сила воли, самокритичность) называют «трудоголиком». А все потому, что он работает не покладая рук. Можно предположить, что любовь к труду делает его трудолюбивым. Так ли это?

Предположим, маленькая Маша помогает маме замешивать тесто, расставлять тарелки на столе к обеду, а разложить на свои места игрушки не хочет, не нравится ей этим заниматься. Как же тут рассудить – ленивая Маша или трудолюбивая? И вообще, можно ли в человеке воспитать любовь к разнообразному труду?

Глубоко заблуждаются те родители, которые думают, что трудолюбие придёт к их ребенку по мере необходимости в зрелом возрасте, ограждая его при этом от любого труда со словами «успеет, наработается». А ведь можно вовлекать ребенка, например, при генеральной уборке квартиры.

Трудовое воспитание ребенка

Поэтому, чтобы труд не стал для ребенка вынужденной обузой, превращающей его в несчастного человека, родителям следует задуматься над тем, как воспитать, привить навыки трудолюбия, научить ребенка относиться с любовью и радостью к труду так же, как к любимому занятию – будь-то игра на компьютере, посещение танцевального кружка или какого-нибудь развлекательного мероприятия. И здесь стоит применять элементы трудового воспитания во время игры с ребенком, в совместной уборке квартиры, доверив ему подмести пол на кухне, а в саду прополоть и полить цветы.

Хорошо, когда в семье есть маленькие дети. Тогда можно будет приучить ребенка брать на себя ответственность за помощь по уходу за ними, например: отвести или забрать из садика, погулять на улице или порисовать совместно.
Вовлечение ребенка в процесс труда будет развивать у него потребность в самом труде, формировать те качества личности, которые необходимы для этого вида деятельности.

В жизни случается, что при выполнении ребенком домашнего задания маме что-то не нравится, например: неаккуратно подчеркнуты слова в предложениях. Мама для надежности подчеркивает слова сама, хотя ребенок против этого. Если подобная ситуация повторяется, он уже сам не захочет делать домашнего задания, надеясь на маму. Таким образом, у ребенка воспитывается вместо трудолюбия неумение преодолевать трудности. Успеваемость снижается, ребенок ленится, в дальнейшем не желает помогать родителям.

Потребность в труде возникает при условии любви к нему и привлекательности. Если человек знает как и умеет сделать хорошо порученное ему дело, значит он относится к этому делу с любовью. Этому необходимо учить. И прежде всего, научить ставить цель и оценивать конечный результат.

Привлекательность труда может быть продиктована разными причинами, например: малоинтересная уборка квартиры привлекает результатом удовлетворенности эстетического наслаждения от комфорта и чистоты вследствие проделанной работы. Так же стимулирует желание трудиться сознание полезности труда на благо других людей.

От того насколько развиты компоненты трудолюбия – терпение, любознательность, умение планировать и оценивать результаты труда, зависит благополучие взрослеющего человека. Благополучие его зависит так же от нравственного совершенствование личности, которое формируется в процессе трудового общения. Поэтому с ранних лет жизни необходимо развивать в ребенке желание трудиться в коллективе на благо общего дела, при этом осознавая себя как индивидуальность.

Трудно переоценить трудовое воспитание ребенка. Недаром народная мудрость, выраженная в сказках, пословицах, преданиях несет в себе уважение к труду, провозглашает трудолюбие человека как главную ценность, которая обеспечивает степень благополучия его жизни.

Комментарии закрыты.