Лучшие образцы деревянных бипланов, такие, как “Авро-504” и серия “Мотс”(“Мотылек”), были почти вечными. Разрушить их можно было, разве что врезавсо всего маху в землю. Чувство конструктивной надежности в полете на такихсамолетах, которые держались на стойках и расчалках, было очень приятным,настроение могли испортить лишь двигатели. Монопланы с консольными крыльямиказались намного опасней.
Однако с ростом нагрузок общая тенденция проектирования твердо повернуласьв сторону монококовой конструкции, то есть моноплана с жесткой обшивкой.Нагрузки в ней по возможности воспринимались обшивкой. Тонкая мембранаотлично сопротивляется растяжению; трудности связаны здесь с тем, как заставитьее воспринимать сжатие без выпучиваний. На практике этот вопрос решил компромисс:тонкая обшивка разделила нагрузку с лонжеронами и стрингерами. Вся этадовольно сложная конструкция образовала жесткую на изгиб, а следовательно,устойчивую против выпучивания оболочку.
Отличным примером первых таких самолетов был DC-3 позже известный как“Дакота”. Затем последовали “Спитфайер” и многие другие знаменитые самолетывторой мировой войны. Все они были металлическими, алюминиевые листы обшивкиклепались к стрингерам уголкового профиля. Такая конструкция оказаласьпо весовой эффективности практически эквивалентной деревянно-тканевой.Преимуществами ее были более гладкая наружная поверхность и силовая рама,почти полностью исключавшая уход за ней. Конструкция такого типа остаетсяи сейчас основной при проектировании самолетов.
В 1939 году широко распространилось мнение, что деревянным самолетампришел конец. Может быть, так оно и случилось бы, не возникни во времявойны нехватка алюминия, а также оборудования и квалифицированных кадров.Кроме того, мебельные фирмы сократили производство, да и время разработкидеревянного самолета всегда было намного короче, чем металлического.
Один многоопытный эксперт заработал своего рода славу, категорически заявив,что построить современный самолет из дерева технически невозможно. Едва успелипросохнуть чернила на его бумагах, как появился “Москито”. Этот деревянныйсамолет был одной из самых удачных машин, он был построен в 7781 экземпляре.Быть может, немцы не любили его больше, чем любой другой английскийсамолет.
Кроме “Москито” и учебно-тренировочных машин, огромную серию деревянныхаппаратов составили планеры. Большинство планеров имело значительные размеры,размах их крыла доходил до 35 метров. Зачастую они предназначались дляпереброски танков и другого тяжелого снаряжения. Вначале предполагали строитьпланеры в расчете лишь на один полет. Однако это оказалось непрактичным:необходимы были машины для тренировок, нужно было перебазировать планерыс аэродрома на аэродром в связи с изменениями стратегической и тактическойситуаций и – что более важно – рука не поднималась строить аэроплан только