Машина связи МС-1 (15В82) комплекса «Пионер УТТХ» в кузове 2212 на шасси МАЗ-543А

Ее полная масса с боезарядом и экипажем составила 43,7 т. На шоссе САУ развивала скорость 60 км/ч и имела запас хода 650 км. С ноября 1992-го и до конца мая 1993 года в Крыму проводились государственные испытания береговой батареи из двух комплексов «Берег», после чего в одностороннем порядке их включили в состав военно-морских сил Украины. После решения взаимных притязаний в 1996 году комплекс «Берег» был поставлен на вооружение ВМФ Российской Федерации и в августе 2003 года заступил на боевое дежурство.

 

Самоходное 130-мм орудие А222-С1 противокорабельного артиллерийского комплекса «Берег». 1987 год

 

Машины связи, обнаружения и управления

Обширнейшая гамма различных автономных радиотехнических и командных машин узкоспециализированного назначения создавалась в СССР с начала 1960-х годов с ориентацией на обеспечение максимально скрытного и эффективного боевого применения перспективных подвижных стратегических ракетных систем. Все эти мобильные средства монтировали на шасси МАЗ-543А и 543М, оборудованные типовыми обитаемыми кузовами со специальным оборудованием, автономными агрегатами питания, антенными устройствами, средствами боевого охранения и системами жизнеобеспечения. При несении дежурства в малонаселенных регионах источниками энергии служили мобильные электростанции или промышленная электросеть, а для отдыха и питания боевого расчета использовались подвижные столовые и общежития.

 

Машина связи МС-1 (15В82) комплекса «Пионер УТТХ» в кузове 2212 на шасси МАЗ-543А

 

К средствам универсального назначения можно отнести машины связи различной комплектации Краснодарского приборного завода (КПЗ), носившие обобщенные наименования МС-1 и МС-2 и рассчитанные в первую очередь на применение в составе подвижных командных пунктов различных СРК РВСН. Машина связи № 1 или МС-1 применялась для организации тропосферной радиосвязи с высшими звеньями управления. Первоначально ее коротко– и ультракоротковолновое ламповое оборудование размещалась в аппаратной среднеразмерного остекленного кузова 2212 на шасси 543А, во втором отсеке находилось помещение боевого дежурства со стойками и ящиками для оружия, в третьем – два автономных дизель-генератора АДА-12 мощностью по 12 кВт. Кузов снабжался отопителями, фильтровентиляционной установкой или кондиционером, на крыше устанавливали несколько телескопических и штыревых антенн. Впервые в варианте 15В57 машина МС-1 применялась в командных пунктах СРК «Темп-2С», «Пионер» и «Пионер-К». Затем в исполнении 15В82 входила в СРК «Пионер УТТХ», а в дивизионах комплексов «Тополь» служила в варианте 15В179 с модернизированным оснащением на электронной базе. В составе подвижного запасного командного пункта 15В119 ракетной дивизии «Выбор» она находилась под индексом 15В133.

Машина связи № 2 или МС-2, более известная как тяжелая радиорелейная радиостанция Р-406ВЧ «Торф-2» высшего командного звена, была разработана в 1960 году по заказу РВСН и принята на вооружение в 1963-м. Совместно с другими средствами она входила в состав подвижных командных пунктов системы РВСН и служила для организации радиорелейной связи с Генеральным штабом, штабами армий и фронтов, для организации связи и управления в подразделениях ракетных комплексов на марше, в районах дислокации и контроля за работоспособностью всех элементов комплексов. Первые образцы МС-2 монтировали на шасси 543А, но с середины 1970-х годов ее основой стал автомобиль МАЗ-543М. Их аппаратная с ультракоротковолновым комплексом приемопередающих устройств 15Э1061 «Брелок» и помещение дежурного расчета находились в двух отсеках короткой герметизированной кабины управления, представлявшей собой переднюю часть типового кузова-фургона 6702. На открытой задней секции рамы автомобиля размещалось складное антенно-мачтовое устройство с комплектом из двух тарельчатых антенн тропосферной связи. В составе РВСН впервые под индексом 15В75 машину МС-2 включили в полковой подвижный командный пункт «Барьер» СРК «Темп-2С» и «Пионер», вариант 15В175 входил в комплекс «Тополь». В подвижном запасном командном пункте 15В119 ракетной дивизии «Выбор» она имела обозначение 15В134.

Комментарии закрыты.