МоАЗ – Могилевский автомобильный завод имени С. М. Кирова являлся первым советским предприятием, развернувшим серийное изготовление военной автотехники по проектам минского СКБ-1. Его история начиналась в 1935 году, когда в городе Могилев Белорусской ССР появился небольшой авторемонтный завод, наладивший выпуск авиамоторов. С 1947 года на восстановленном предприятии стали собирать локомобили, паровые установки и мостовые краны, что привело к рождению Могилевского завода подъемно-транспортного оборудования местного подчинения. Его вторая жизнь началась 2 сентября 1958 года, когда с началом сборки одноосных тягачей МАЗ-529 он был переименован в Могилевский завод дорожно-строительных машин. После ликвидации совнаркомов в 1965 году он поступил в ведение Министерства автомобильной промышленности СССР и превратился в новый советский автозавод МоАЗ. В начальный период своей деятельности силами собственного КБ при поддержке конструкторов из Минска машины серии 529 были несколько раз модернизированы, что привело к появлению первой собственной модели МоАЗ-546. Почти все одноосные тягачи из Могилева служили в Советской Армии как в своем изначальном дорожно-строительном назначении, так и широко применялись для буксировки специальных полуприцепных систем с оборудованием наземного обеспечения ракетных комплексов. В военном деле использовалась и другая продукция МоАЗа двойного назначения – маслозаправщики, полноприводные самосвалы, пневмоколесные погрузчики и мощные аэродромные машины.
Огромные военные потребности в тяжелой автомобильной технике Минского завода привели к появлению в системе советского ВПК еще одного небольшого, но чрезвычайно важного предприятия КЗКТ – Курганского завода колесных тягачей имени Д. М. Карбышева из зауральского города Курган. Он был образован в 1941 году на базе Курганского машиностроительного завода (КМЗ), основанного в начале ХХ века, и в 1959 году получил свое современное наименование. Положение круто изменилось в начале 1960-х, когда Вооруженным Силам СССР срочно потребовались тяжелые полноприводные тягачи и шасси высокой проходимости. Так со временем главной специализацией КЗКТ стали четырехосные седельные машины, разработанные в Минске, но в 1963 году первыми из ворот курганского завода стали выходить двухосные инженерные тягачи МАЗ-538. После ряда модернизаций их переименовали в КЗКТ-538. Одной из немногих попыток самостоятельного создания в Кургане специальной военной автотехники стал оригинальный одноосный тягач КЗКТ-932 с низкорамными полуприцепами для монтажа военного оборудования.
ОДНООСНЫЕ ТЯГАЧИ
Тяжелые одноосные тягачи представляли собой транспортные средства высокой проходимости с колесной формулой 2×2, оборудованные единственным ведущим мостом с двумя односкатными неуправляемыми колесами большого диаметра, укрепленными жестко на лонжеронной раме, на которой помещались также моторный отсек, трансмиссия и кабина. В средней части рамы над мостом находилось мощное шарнирное опорно-сцепное устройство, на которое опирался передок одно– или двухосного полуприцепного средства с неведущими колесами. Поворот обеих секций такой шарнирно-сочлененной машины осуществлялся обычным рулевым колесом при помощи двух гидроцилиндров, изменявших степень взаимного отклонения передней и задней секции в горизонтальной плоскости на угол до 90º в обе стороны, их вертикальное отклонение не превышало 20º. Для привода гидравлического оборудования тягача и исполнительных механизмов полуприцепа служил гидронасос, смонтированный на заднем торце рамы автомобиля, к которому крутящий момент подводился карданным валом от коробки отбора мощности. По сути, такие транспортные средства являлись компактными многоцелевыми переднеприводными автопоездами, работавшими со сменными полуприцепными системами с разным рабочим оборудованием и надстройками. При необходимости одиночный тягач мог самостоятельно перемещаться на небольшие расстояния, для чего под передним 2-метровым свесом рамы устанавливали небольшое опорное колесо.