После кардинального переориентирования военно-автомобильного сектора на многоосные полноприводные машины с середины 1950-х годов практически одновременно и независимо друг от друга в обстановке особой секретности над различными видами первых экспериментальных четырехосных автомобилей и небронированных шасси специальных конструкций трудились ученые и конструкторы 21 НИИИ и НАМИ, специалисты СКБ Московского, Минского, Брянского и Кременчугского автозаводов. К ним стоит добавить уже представленные в предыдущих главах опытные многоцелевые четырехосные грузовики Горьковского, Кутаисского, Уральского и Кременчугского заводов, собиравшиеся на агрегатах серийных автомобилей. В результате этой крайне трудной, долгой и напряженной деятельности, часто проводившейся интуитивно или вообще вслепую, уже к концу 1950-х годов были созданы опытные работоспособные четырехосные автомобили, тяжелые тягачи и спецшасси для несения ракетных комплексов, готовые к серийному производству. Короткую страницу истории такой техники дописали Кутаисский и Мытищинский заводы, построившие экспериментальные образцы четырех– и даже пятиосных корпусных шасси, но относились они уже к категории бронированной колесной техники.
ОПЫТНЫЕ РАЗРАБОТКИ 21 НИИИ
Главной миссией 21-го Научно-исследовательского и испытательного института (21 НИИИ) Министерства обороны СССР из города Бронницы Московской области (с 1 декабря 2010 года – 21 НИИЦ) являлись формирование и реализация военно-технической политики СССР в области автомобильной техники, разработка теории, концепции и общей конструкции новых видов колесных машин и тактико-технических требований ко всем типам автомобилей и их узлам, проведение государственных испытаний и подготовка предложений о принятии машин на вооружение и постановке их на серийное производство. На первых порах своего становления специалисты 21 НИИИ разработали уникальные прототипы перспективных четырехосных машин, стоявших во главе всего семейства будущих советских тяжелых многоосных ракетовозов.
21 НИИИ был образован в 1959 году в результате объединения Научно-исследовательского института по колесным и гусеничным артиллерийским тягачам и транспортерам из города Петродворца Ленинградской области и Научно-исследовательского и испытательного автотракторного полигона НИИАП (в/ч 63539) из Бронниц. С 1954 года в составе петродворецкого института находилось подразделение колесных машин (отдел № 1), где начались первые разработки новых видов автотехники. После перевода этого учреждения в Бронницы отдел № 1 был преобразован в Отдел исследований и испытаний автомобилей и автопоездов многоцелевого назначения. В 1959 году в составе 21 НИИИ появился Отдел исследований и испытаний специальных колесных шасси и тяжелых колесных тягачей (отдел № 3). Впоследствии они были переименованы в отделы № 12 и № 13 соответственно. Все автомобили и их основные агрегаты, разработанные в конструкторском отделе института в Петродворце, а затем в 21 НИИИ, собирал 38-й Опытный завод (38 ОПЗ), а их испытания проводил НИИАП. Таким образом, с конца 1950-х годов весь этот мощный многоцелевой комплекс с дислокацией в подмосковных Бронницах стал главным советским научно-исследовательским, опытно-конструкторским и испытательным центром, определявшим всю стратегию в автомобильном секторе советского ВПК, типаж и общую конструкцию разных видов автотехники. Этот научно-испытательный центр не могли обойти стороной любые опытные, модернизированные и серийные автомобили военного назначения, которые после всесторонних и тщательных испытаний получали рекомендацию о принятии на вооружение или снабжение Советской Армии, постановке на серийное производство или заключение об их непригодности к воинской службе.