Первые неприятности появились с началом перестройки

 Кардинальные структурные преобразования привели к выводу военного спецпроизводства на приоритетный уровень и выделению его в самостоятельное подразделение, которое официально имело наименование «Автомобильное производство Брянского Производственного объединения АвтоБАЗ» (ПО БАЗ). Оно входило в систему Министерства автомобильной промышленности СССР и в пример остальным являлось лучшим предприятием этой отрасли, хотя никто из советских людей понятия не имел о существовании каких-либо автомобилей марки БАЗ. Таким образом, общими усилиями коллектива завода при активной поддержке высшего военного руководства страны и Минавтопрома уже в начале 1970-х годов на БАЗе удалось приступить к разработкам, внедрению и испытаниям собственного более широкого полноприводного семейства «Основа» второго поколения, в которое поначалу входили сухопутные и плавающие четырехосные автомобили-шасси с одним дизельным двигателем и гидромеханической трансмиссией. К концу 1980-х годов эта гамма была преобразована в семейство «Основа-1» третьего поколения (в военной индексации – «Вощина»), состоявшее из нескольких типов специализированных шасси разных конструкций, приспособленных для монтажа единственного вида оборудования, и артиллерийских тягачей с одним или двумя силовыми агрегатами и всё той же традиционной бортовой системой передачи мощности. К тому времени около 90% всей выпускавшейся в Брянске продукции поставлялось по заказам Министерства обороны.

nature-879__1490263572__300h

Первые неприятности появились с началом перестройки, когда военные заказы стали быстро сокращаться, а процесс демилитаризации СССР принимал угрожающие масштабы. С подписанием Договора о ликвидации РСМД в декабре 1987 года Министерство обороны вообще прекратило закупки шасси и тягачей БАЗ, одновременно сократив заказы и на грузовики ЗИЛ-131, для которых в Брянске все еще собирали некоторые узлы. Заводу пришлось спешно перестраиваться на выпуск гражданских версий военной техники, легкие развозные фургоны и самоходные снегоочистители. Так совершенно неожиданно на некогда благополучном предприятии наступили времена глубочайшего кризиса. В феврале 1993 года оно было приватизировано и преобразовано в ОАО «Брянский автомобильный завод» (ОАО БАЗ). Если к началу 1990-х на нем трудилось 18 тыс. рабочих и служащих, то на 1 января 1997 года численность персонала сократилась на 54%, а в 2008 году составляла всего лишь 2370 человек.

Несмотря на гигантские трудности переходного периода и практически полное отсутствие в программе гражданской продукции, в 1993 году по заданию Министерства обороны Российской Федерации ОАО БАЗ приступило к созданию принципиально нового семейства унифицированных машин четвертого поколения «Вощина-1» с новыми силовыми агрегатами и классической мостовой компоновкой, наконец поставившей крест на эре реликтовой бортовой трансмиссии. Его формирование завершилось к 1998 году, а серийное производство началось в первые годы нового столетия, но это уже совсем другая история.

Комментарии закрыты.