В целом эти неприятности были особенно опасными в планерах. Самолеты,естественно, летают более часто, а сквозняки в полете идут на пользу конструкциии во вред грибку. Но планеров делали все больше и больше, в ангарах дляних не было места, так что их держали под дождем на задворках аэродромов.Более 5000 планеров ожидали начала военных действий. “Эксперты” не моглиуследить за состоянием всех этих машин, поэтому по инструкции Марка Прайераони должны были докладывать ему, учуяв исходящее от планера зловоние.
Причин зловония в деревянной конструкции может быть три: отсутствиедренажа, мыши и гниение. Все запахи одинаково неприятны и трудно различимымежду собой. Дренажные запахи исходят от недренируемой сточной воды, повреждающейконструкцию. Мыши, забираются в самолет за добычей – под досками пола онинаходят крошки от сэндвичей рабочих-сборщиков. К тому времени, когда грызунысъедают все крошки, они забывают путь наружу и, голодные, начинают пожиратьизоляцию проводов. С мышами Прайер боролся с помощью кошек. Проблема гниениябыла более сложной и трудной. В тогдашних обстоятельствах некоторые типыразложения в той или иной степени были почти неизбежными в большинствепланеров. В военное время не до погони за совершенством, нужда заставлялаотбраковывать лишь планеры, которые были поражены в опасной степени, пытатьсяприостановить гниение тех планеров, в которых оно только начиналось. Сделатьэто было непросто, так как существует около сорока различных типов гниения,степень повреждаемости от них неодинакова и не всегда пропорциональна внешнимпроявлениям.
Проблема гниения все время не давала нам покоя, но были и другие неменее серьезные проблемы. Как я уже сказал, общая схема конструкции этихаэропланов сильно отличалась от старых бипланов. Главные лонжероны и другиеосновные элементы конструкции представляли собой увесистые брусья слоистойдревесины, имевшие несколько дюймов в поперечнике; с трех сторон к нимобычно примыкали фанерные стенки, воспринимавшие сдвиг, и обшивка. Но разбуханиеи усадка еловых лонжеронов вдвое превышают разбухание и усадку фанеры,к которой они приклеены. Естественно, в результате этой разницы возникаютзначительные напряжения в клеевых соединениях двух разнородных материалов(рис. 43).