Прототип 5-тонного армейского плавающего автомобиля ГАЗ-44 (8×8) семейства «Универсал-1». 1971 год

Опытный многоцелевой грузовик ГАЗ-33 (6×4) с силовым агрегатом от бронемашины. 1964 год

 

Наконец, в начале 1970-х годов ГАЗ предпринял еще одну столь же неудачную попытку войти в категорию тяжелых полноприводных армейских грузовиков, создав целое семейство унифицированных корпусных плавающих двух-, трех– и четырехосных армейских машин грузоподъемностью 2 – 5 т, которые на заводе расценивали как альтернативу сходным автомобилям серии 379/395 Уральского автозавода. Горьковские машины разрабатывали в рамках опытно-конструкторской темы «Универсал-1» с целью создания универсальной военной автотехники, способной одинаково легко перемещаться по суше и вплавь форсировать неширокие водные преграды, а также максимально унифицированной как с серийными автомобилями гражданского назначения, так и с колесной бронетехникой. Базовой машиной в этом семействе стал 5-тонный четырехосный бортовой вариант ГАЗ-44 (8×8) оригинальной конструкции, напрямую не базировавшийся на каком-либо шасси, а являвшийся промежуточной поисковой стадией между обычными грузовиками и бронетранспортерами. Он снабжался герметизированным рамно-несущим цельнометаллическим основанием, вынесенной вперед кабиной с люком, размещенным за ней силовым агрегатом и цельнометаллической грузовой платформой. На нем предполагалось внедрить двигатели и агрегаты трансмиссии от перспективных грузовиков Горьковского автозавода, а ведущие мосты, подвеску, различные редукторы, тормоза, колеса и шины – от бронетранспортера БТР-70. Единственный прототип ГАЗ-44 успешно прошел заводские и военные приемочные испытания в 21 НИИИ, но конкурировать с похожей продукцией Брянского и Минского автозаводов не смог, а первые неудачи с подобными уральскими плавающими грузовиками остановили все дальнейшие работы по проекту «Универсал-1». Он подвел черту под несколькими поколениями трех– и четырехосных армейских полноприводных автомобилей ГАЗ, и впоследствии в области многоосной спецтехники эту марку носили только колесные бронемашины.

 

Прототип 5-тонного армейского плавающего автомобиля ГАЗ-44 (8×8) семейства «Универсал-1». 1971 год

 

КУТАИССКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД

В 1960-е годы в сферу изготовления колесной военной техники совершенно неожиданно попал небольшой Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) имени Г. К. Орджоникидзе Грузинской ССР. Сначала он собирал самосвалы и седельные тягачи на шасси ЗИС и ЗИЛ, а затем перешел на выпуск короткобазных седельных тягачей собственной конструкции с кабинами над двигателем. Качество их сборки было столь низким, что ни о каком применении автомобилей КАЗ в военном деле речи просто не шло. Единственная попытка приобщения этого предприятия к разработке и изготовлению опытных образцов четырехосных бронемашин «Объект 1015» и шасси «Объект 1040» с несущими корпусами состоялась в конце 1950-х годов после образования на заводе СКБ по спецтехнике. С использованием накопленного опыта, но за рамками разработок бронетехники, в этом КБ был создан экспериментальный образец четырехосного бескапотного армейского грузовика со всеми односкатными ведущими колесами, который во многом копировал решения, внедренные на опытных машинах СКБ ЗИЛ. Это был компактный 4,5-тонный автомобиль КАЗ-604Б (8×8) рамной конструкции со сближенными ведущими мостами передней и задней тележки с одинаковой колеей, расширенной кабиной от седельного тягача КАЗ-606А и деревометаллическим бортовым кузовом с тентом. Спереди на нем был смонтирован верхнеклапанный 150-сильный бензиновый двигатель V8 от грузовика ЗИЛ-130 с механической коробкой передач, а главными конструктивными новинками являлись бортовая трансмиссия с опытными двухступенчатыми главными передачами и независимая подвеска всех колес от бронемашин. Автомобиль имел базу между центрами тележек всего 3200 мм, габаритную длину 6400 мм и развивал на шоссе скорость 85 км/ч. При наличии на тот момент параллельных разработок подобных более перспективных и надежных машин и с учетом мизерных производственных возможностей КАЗа вопрос его промышленного изготовления не ставился.

Комментарии закрыты.