229. Якорь Шадрина
Такие свойства якорей заставили изобретателей поломать голову над созданием так называемых самоосвобождающихся конструкций. Число выданных патентов на «якоря, которые нельзя потерять», красноречиво говорит и о важности поставленной проблемы, и о том, что изобретатели неплохо потрудились. Сегодня число патентов на самоосвобождающиеся якоря превышает 300.
Расскажем о наиболее удачных из них, которые нашли применение на практике.
В 1946 г. советский инженер-гидротехник И. Шадрин получил авторское свидетельство на якорь, показанный на рис. 229. Если якорь на грунте за что-нибудь зацепится, то при рывке за буйреп срабатывает пружинный кулачок и одна из двух средних лап откидывается в сторону. При этом веретено свободно отклоняется вверх на угол 130°. Якорь, не встречая никакого сопротивления, легко вытаскивается.
А вот другой принцип самоосвобождающегося якоря (рис. 230) — Это конструкция американца Г. Дайла, предложенная им в 1953 г. Чтобы освободить якорь, зацепившийся за чужую якорь-цепь, нужно изменить направление тяги на 180°. При этом якорная скоба цепи передвинется по веретену и приблизится к головной части якоря. Он предназначен для использования на рейдовых стоянках со сменой приливо-отливных течений.
С изменением направления течения судно начинает действовать на якорный канат с противоположной стороны. В этом случае скользящая скоба передвигается к лапам якоря, они перекидываются и забирают снова уже в противоположном направлении тяги.
За рубежом по принципу «скользящей скобы» разработано несколько конструкций самоосвобождающихся якорей-кошек. В случае зацепления такого якоря за какой-нибудь предмет на грунте его всегда можно вытащить, лишь только изменив направления тяги якорь-цепи.
230. Принцип устройства якоря Дайла
231. Якорь-кошка с подвижным рымом
Такие «кошки» находят широкий спрос у владельцев малых судов, которым часто приходится отдавать якорь на коралловом грунте (рис. 231).