Такая склейкаоказалась очень удобной только в производстве фанеры, где она имела огромныйуспех.

 Такая склейкаоказалась очень удобной только в производстве фанеры, где она имела огромныйуспех.

Фенол-формальдегидные клеи позволили получать хорошую водостойкую фанеру.Но проблема клеевых соединений в самолетах и на судах оставалась нерешенной,потому что на практике оказывается трудным аккуратно нагревать стыки вбольших конструкциях. Вообще говоря, фенол-формальдегидные смолы могуттвердеть и без нагрева, но для этого в них следует добавить большие количествахимических катализаторов, способствующих твердению. Такими катализаторамислужат сильные кислоты, которые разрушают древесину да еще и оказываютсятоксичными.

1458452510163842336

Первые синтетические клеи для сборки деревянных конструкций были основанына карбамидной смоле, которая может твердеть со значительно более слабымикатализаторами. Эти первые клеи были довольно хорошими, но, надо сказать,таили в себе некоторые опасности для конструкций. Для предварительно хорошопригнанного шва тонкая клеевая прослойка была достаточно надежной. Но когдасоединение было подготовлено плохо, так что слой клея был толстым, усадкаи внутренние напряжения, сопровождающие его твердение, разрушали склейку.Поскольку проверить качество подгонки шва после сборки и склепки невозможно,клеевые соединения были потенциальной причиной катастроф.

Другое неудобство состояло в том, что время твердения клея после добавкикатализатора, а следовательно, и время, в течение которого с таким клеемможно было работать, ограничивалось несколькими минутами. Более того, отвердеющем клее нельзя было сказать, сколько минут назад в него был добавленотвердитель. Эти обстоятельства в сочетании с известными человеческиминедостатками часто приводили ко всякого рода ошибкам. Правда, впоследствиибыли разработаны отвердители, которыми можно было смазывать одну деталь,в то время как другая смазывалась самим клеем – твердение и схватываниеначиналось лишь после того, как поверхности прижимались одна к другой.Дальнейшим шагом в сторону повышения надежности (учитывались все те жечеловеческие недостатки) была окраска клея и отвердителя в разные характерныецвета.

Положение дел с клеем к концу войны было, таким образом, следующим.Прекрасная и чрезвычайно водостойкая фанера стала универсальным материалом.В качестве сборочных клеев конкурировали казеин и карбамидная смола. Казеинбыл исключительно прост в использовании и обладал прекрасной прочностьюкак в сухом, так и во влажном состояниях, но в то же время при первой жевозможности он катастрофически разлагался. Карбамидный клей не подверженразложению, но поначалу при клейке он требовал определенной сноровки, дак тому же случалось, что он ни с того ни с сего рассыпался. С тех пор карбамидныеклеи были значительно усовершенствованы, а два теперешних синтетическихклея, резорцин-формальдегидная и эпоксидная смолы, будучи, правда довольнодорогими, обладают практически всеми необходимыми достоинствами. Нужнолишь иметь в виду, что эпоксидная смола часто вызывает воспаление.

Комментарии закрыты.