Тягач МАЗ-537Д с пятиосным транспортером 15Т145МД для доставки ракет Р-36М2. 1989 год

Для доставки и перегрузки частей многоступенчатых межконтинентальных ракет Р-36М и Р-36 УТТХ длиной 34,3 м и стартовой массой 210 – 211 т применялся специальный агрегат 15Т145М с тягачом МАЗ-537Д и открытым длиннобазным пятиосным 36-тонным полуприцепом-шасси, имевший оригинальную колесную формулу 18×16. Для транспортировки 211-тонной ракеты Р-36М2 (15А18М) шахтного комплекса 15П018М «Воевода», принятой на вооружение в 1989 году, служил модернизированный вариант 15Т145МД. Оба агрегата представляли собой пространственную решетчатую конструкцию с длинным задним свесом и проложенными вдоль нее рельсами, опиравшуюся передком на седельно-сцепное устройство и своей средней лонжеронной частью – на специальный односкатный 10-колесный ход. Управление всеми колесами осуществлялось системой гидроприводов, для питания которых на тягаче был смонтирован гидронасос с приводом от коробки отбора мощности. Две пары крайних ведущих колес имели встроенные электромоторы, получавшие энергию от дополнительного генератора переменного тока, также смонтированного на автомобиле. В комплект ТПА входили приборы наведения при погрузочно-загрузочных операциях, лестницы и смотровые площадки, специальные чехлы и радиостанция Р-148. Общие габариты агрегата – 40 950x3850x5600 мм, полная масса – 125 т.

 

Тягач МАЗ-537Д с пятиосным транспортером 15Т145МД для доставки ракет Р-36М2. 1989 год

 

Сходный по общей концепции с моделью УТПК-1 тяжелый установщик УТПК-2 (15У165) с тягачом МАЗ-537Е применялся для монтажа в ШПУ контейнера с самой совершенной советской межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 УТТХ (15Ж60) длиной 23,4 м и стартовой массой 104,5 т. Она была разработана днепропетровским КБ «Южное» и входила в состав шахтного варианта 15П060 ракетного комплекса «Молодец», поставленного на боевое дежурство в августе 1988-го и принятого на вооружение в 1990 году. По Договору СНВ-2 ракета имела обозначение РС-22. Новый установщик представлял собой длиннобазный двухосный полуприцеп с несущим лонжеронным основанием и пространственной сварной подъемной системой (кран-балкой) с тросовыми лебедками и нескольким гидроцилиндрами для проведения всех погрузочно-разгрузочных операций, подъема ТПК с ракетой в вертикальное положение над открытой шахтой и помещения ее в ШПУ. Под его рамой помещались четыре двускатных опорных колеса малого диаметра на балансирной подвеске, блок управления, средние и задние гидроопоры. Для маскировки установщик был оборудован облегченным закрытым кузовом (внешней облицовкой), собранным из плоских модульных панелей, игравших также роль теплоизолятора. Погрузка ракеты с ТПА 15Т284 производилась через его заднюю торцевую стенку с несколькими откидными панелями и брезентовой завесой. Габаритные размеры комплектного установщика в транспортном положении – 29 900x4240x5670 мм. Масса полуприцепа – 80,9 т, всего автопоезда – 102,5 т.

Комментарии закрыты.