Будущим изобретателям якорей следует принимать в расчет, что почти вековой опыт применения на морских судах втяжных якорей показал: на «трудных» грунтах они не всегда обеспечивали надежную якорную стоянку. К этому добавим, что на земном шаре есть тысячи мест, где якорная стоянка опасна и затруднительна из-за плохих грунтов и тяжелых метеорологических условий.
На сегодняшний день еще полностью не решена проблема якорного устройства для легких, быстроходных судов. Достаточно сказать, что на этих судах масса только одних якорей и якорных цепей доходит почти до 5 % от водоизмещения, без учета массы клюзов, стопоров и цепных ящиков. Проектировщикам якорного устройства для современных судов приходится не только заботиться о его надежности при возможно меньшей массе, но и учитывать ряд нововведений в судостроении последних лет. Например, внедрение новых форм носового образования подводной части корпуса (бульб) требует выноса клюзовых труб в стороны или переноса их со скулы в корму. Немало хлопот вызывает и точное определение соответствия типа той или иной формы клюза-ниши.
С каждым годом к судостроителям предъявляют все больше требований эстетического характера. И в этом отношении заметим, что устаревшая громоздкая конструкция якоря (нередко ржавого) даже в нише не будет соответствовать великолепным стремительным обводам носовой части современного судна. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что в этом деле есть смысл заниматься поисками новых решений и проектировать новые якоря. В этой области проектного судостроения для изобретателя все еще остается широкое поле деятельности.
Якоря необычные
В морской практике иногда возникают ситуации, когда нельзя применять становые якоря. Например, при плавании во льдах якорь не опускают на дно, его только можно заложить в вырубленную во льду лунку. Но масса даже вспомогательного якоря-верпа или стоп- анкера на большом судне велика. Поэтому используют специальные ледовые якоря (рис. 274). Их переносят вручную или тащат на салазках. Ледовые якоря состоят обычно из одной лапы в виде куска профильной стали, загнутого крюком. С помощью этих якорей и буксирных лебедок или шпилей иногда стаскивают застрявшее во льду судно. Основные требования, предъявляемые к ледовым якорям, — прочность и легкость;
Не раз выручал из беды моряков так называемый плавучий якорь. Когда небольшое судно попадает в шторм и ему грозит опасность быть развернутым лагом к волне, делают все возможное, чтобы удержать его носом навстречу ветру. Если это сделать не удается из-за поломки двигателя и нет штормовых кормовых парусов или сила урагана не позволяет их поставить, с носа судна за борт отдают плавучий якорь. Встречая в воде значительное сопротивление, он удерживает судно носом к ветру и волнению, этим самым устраняя опасность опрокидывания, и если судно штормует вблизи подветренного берега, намного уменьшает его дрейф в сторону опасности.