Содержание
Все трехосные вездеходы СКБ ЗИС/ЗИЛ проходили как заводские, так и оценочные и приемочные испытания на полигоне НИИАП, впоследствии – полигоне 21 НИИИ, но сами по себе не имели никакого практического применения, а являлись только подвижной экспериментальной и испытательной базой новых идей. Огромный опыт их проектирования, долгих и трудных испытаний и доводок впоследствии вылился лишь в создание небольшой серии трехосных плавающих поисково-спасательных машин ПЭУ, но заложенные в трехосных прототипах конструктивные решения очень пригодились в серийных четырехосных ракетных шасси, рассказ о которых в следующих главах книги.
ЗИЛ-157Р
(1957 г.)
Опытный макетный 2,5-тонный бортовой автомобиль ЗИЛ-157Р с равноудаленным расположением трех ведущих мостов, построенный в июне 1957 года, представлял собой комбинацию агрегатов грузовиков ЗИС-150, ЗИС-151 и ЗИЛ-157. Его оборудовали 6-цилиндровым двигателем мощностью 104 л.с., системой подкачки шин, гидроусилителем рулевого механизма, передними и задними управляемыми колесами и средним неразрезным мостом от ЗИЛ-157. Колеса снабжались широкопрофильными шинами размером 16,00 – 20 или арочными. Дорожный просвет под мостами достигал 460 мм, снаряженная масса – около 6 т. Благодаря высокой маневренности и перекатыванию всех колес по одной колее проходимость грузовика существенно возросла. На нем также отрабатывались вопросы устойчивости, управляемости и геометрии установки колес. Его испытания позволили также уяснить ныне неопровержимую истину: важнейшими факторами повышения проходимости является оптимальное сочетание удельного давления на грунт, весовых и размерных параметров автомобиля, конструкции подвески, диаметра и профиля шин.
Опытный бортовой 2,5-тонный грузовик ЗИЛ-157Р (6×6) на арочных шинах. 1957 год
ЗИЛ-136
(1957 г.)
Параллельно с испытаниями грузовика ЗИЛ-157Р исследования проходимости проводились на специальном трехосном плавающем макетном снегоболотоходе ЗИЛ-136 с несущим корпусом, равномерным расположением мостов и крайними управляемыми колесами, собранном в июле 1957 года по заказу Минобороны СССР. На нем впервые для трехосных машин ЗИЛ был применен упрощенный вариант бортовой схемы передачи мощности с передним неразрезным ведущим мостом с межбортовым дифференциалом, от которого крутящий момент подавался на соседние колеса бортовыми коническими передачами и карданными валами. В задней части машины помещались 140-сильный бензиновый мотор и механическая коробка передач от легкового автомобиля ЗИС-110. Вездеход снабжался системой изменения давления в шинах и гидроусилителем рулевого механизма, эластичными 20-дюймовыми или арочными шинами, водометным движителем для передвижения на плаву, но подвеска на нем отсутствовала. Оригинальный закрытый безрамный водоизмещающий корпус с люком в крыше был склепан из алюминиевых листов и снизу обшит нержавеющей листовой сталью. На испытаниях автомобиль массой 5250 кг с радиусом поворота 14 м показал удовлетворительную проходимость, но имел плохую управляемость. В том же 1957 году был построен экспериментальный образец трехосной бронемашины БТР-Э152В, сходной с двумя предыдущими образцами.