Реконструкция якоря римского мастера Маркуса Севелуса

До появления железных якорей древние мореплаватели Египта, Вавилона, Финикии, Карфагена, Греции и Рима применяли якорные камни, камни с деревянными стержнями, сети, мешки и корзины с камнями, кедровые колоды с оловом, камни с прикрепленными сучьями, деревянные якоря со штоком из дерева, деревянные якоря с каменным штоком и такие же со свинцовым штоком.

Из штоковых якорей наиболее распространенными были деревянные с каменным штоком. Прямые, поставленные под острым углом дубовые рога крепились к нижней части веретена на шипах и обматывались в месте соединения веревкой.

Каменный шток с прямоугольными вырезами в средней части крепился к веретену также веревкой. Якорный рым делался в виде прочной веревочной петли.

Конструкция якоря со свинцовым фигурным штоком более совершенна. Здесь рога крепятся к веретену на шипах и клиньях из орехового дерева. Чтобы концы рогов не расцеплялись при падении на твердый грунт, они покрыты железными листами на гвоздях квадратного сечения. Рога скреплены с веретеном свинцовой рамой.

В верхней части веретена есть отверстие, через которое заведен железный кованый рым. Шток якоря отлит из чистого свинца (рис. 37). Некоторые зарубежные специалисты по истории античного кораблестроения утверждают, что якорь со свинцовым штоком — не римское изобретение. По их мнению, такие якоря впервые применили на своих кораблях этруски — представители древнейшей могущественной морской державы ‘- союзницы Карфагена.

На сотнях найденных за последние годы свинцовых штоков есть надписи на древнегреческом и латинском языках, отдельные буквы, цифры и художественные изображения. Начнем с надписей. Наиболее часто повторяющаяся «Marcus Sevelus» — «Маркус Севелус». У всех штоков с этой надписью одна особенность: сделанное в середине штока отверстие не сквозное, а с перемычкой из свинца. Именно эта перемычка и дала возможность археологам восстановить картину технологии изготовления якорей. Надпись же «Marcus Sevelus» оказалась не чем иным, как именем якорного мастера. Оно фигурирует в хрониках Древнего Рима того периода. Маркус Севелус не соединял свинцовый шток с деревянным веретеном веревкой и не насаживал его на веретено после отливки. Деревянное веретено 1 (рис. 38) с небольшим круглым отверстием вставлялось в земляную форму штока 4, которая заливалась расплавленным свинцом 2. Чтобы веретено в месте соединения не обгорало, применялись огнеупорные обмазки, возможно — глиняно-песчаные. Получающаяся таким образом перемычка 3 оказывалась как бы стержнем, крепящим свинцовый шток на деревянном веретене якоря.

На рис. 39 показан свинцовый шток с такой перемычкой, крепившей когда-то его к деревянному веретену. Сейчас он хранится в Национальном музее в Афинах. Считают, что его изготовление относится к эпохе возникновения христианства.

37. Реконструкция якоря римского мастера Маркуса Севелуса

38. Схема изготовления свинцового штока с перемычкой по методу Маркуса Севелуса

Комментарии закрыты.