Пройти, например, мыс Горн всегда былогораздо опаснее, чем следовать знакомой дорогой к восточному побережьюАмерики или даже в Индию. Известен случай, когда экипаж (то был экипажкапитана Блая на корабле “Баунти”), взбунтовавшись, отказался повторятьпопытку обогнуть злополучный мыс: после первой попытки корабль едва неразнесло в щепки. В конце концов Блай должен был повернуть назад, держакурс в прямо противоположном направлении, в Тихий океан, вокруг Земли.Блай был превосходным моряком, и если уж он не преуспел здесь, то врядли кто-нибудь другой смог бы добиться успеха.

5769d11fc3add

На английских военных кораблях металлические тросы для оснастки началииспользовать с 1838 года. В торговом флоте стальные канаты внедрялись оченьмедленно (этот процесс продолжался до 60-х годов прошлого века), потому что какраз в это время была усовершенствована технология скрутки пеньковых канатов:механическая скрутка делала канаты более плотными, отчего они значительноменьше вытягивались. Появление лучшей оснастки случайно почти совпало соткрытием золота в Калифорнии. Около половины эмигрантов и все тяжелые грузыбыли доставлены туда морем. В те годы быстроходные парусники могли пройти путьот Нью-Йорка до Сан-Франциско за сто дней. В 1849-1850 годах 760 парусных судовобогнуло мыс Горн, провезя 27 тысяч пассажиров. Трудно определить, какая частьэтих судов была оборудована стальными канатами, а какая – пеньковыми, яснотолько, что покорение американского Запада во многом обязано улучшеннымтросам.

Еще одним не менее важным шагом вперед явилась якорная цепь. Пеньковыйкабельный трос имел определенные достоинства, однако для его хранения требовалосьособое место на судне; весьма впечатляют громадные вентилируемые бухтына корабле “Виктория”. Цепь, которая появилась на судах в 1811 году, моглахраниться в небольших сырых помещениях; можно сказать, что цепь освободиламесто для машин и угольных бункеров.

Во времена малых скоростей, когда Новый Свет еще не имел судоверфей, серьезнуюпроблему составляло обрастание днища судна растительностью и разрушениедревесины животными-вредителями. Однако она была в основном решена меднойоблицовкой корпуса (примерно 1770 год). Это было самым крупнымусовершенствованием XVIII века, увеличившим скорость и радиус действия судов, инастолько успешным, что судовладельцы впоследствии были весьма резко настроеныпротив использования железа для корабельных корпусов – железо нельзя покрыватьмедью непосредственно из-за электрохимического взаимодействия между двумяметаллами в соленой воде. Иногда железные корпуса обшивались деревом, а ужепотом покрывались медью. Чаще других так строили корпуса военных кораблей, ноконструкция получалась тяжелой. Много лучших быстроходных парусников имелокомбинированный корпус. “Катти Сарк” (1869 год) была обшита тиком, обшивкаболтами крепилась к железному каркасу с соответствующими подкреплениями противсдвига.

Комментарии закрыты.