16-тонный войсковой автокран 9Т35 с телескопической стрелой на шасси МАЗ-537К. 1968 год

Крановое оборудование с закрытой металлической кабиной оператора с системой отопления монтировалось на полноповоротной платформе в задней части шасси с четырьмя откидными аутригерами. Двухконтурный привод всех рабочих органов осуществлялся гидравлическими лебедками и гидроцилиндрами, получавшими масло под давлением от главного гидронасоса с приводом от дополнительного 4-цилиндрового 50-сильного дизельного двигателя Д-37М (Д-144) воздушного охлаждения, который выпускал Владимирский тракторный завод. Снаряженная масса крана составляла 40,7 т, полная с экипажем – 41,1 т. Габаритные размеры в транспортном положении – 11 210x3070x3312 мм. Максимально допустимая скорость передвижения по шоссе не превышала 38 км/ч, на местности – не более 8 км/ч. В зависимости от вида работ и качества дорожного полотна расход топлива колебался от 93 до 226 л на 100 км. На зимних испытаниях в 21 НИИИ, проведенных с ноября 1968-го по февраль 1969 года, проявились главные недостатки крана: излишняя масса, недостаточная проходимость и склонность к боковому опрокидыванию. Серийно он не выпускался и вскоре был заменен более легкими и простыми автокранами на шасси «Урал-375Д».

 

16-тонный войсковой автокран 9Т35 с телескопической стрелой на шасси МАЗ-537К. 1968 год

 

МАЗ-537Т (конец 1960-х гг.) – опытный образец экспортного варианта седельного тягача для поставки в страны с жарким и влажным тропическим климатом, где его предполагалось использовать для транспортировки танков и в составе ракетных комплексов. В отличие от базовой машины снабжался защитными покрытиями основных агрегатов, узлов и деталей для повышения их антикоррозионной стойкости и долговечности с использованием специальных материалов и технологий. Например, детали гидротрансформатора подвергались химическому оксидированию, медные прокладки – лужению, посадочные места подшипников были хромированными, рукоятки и тяги управления кадмированы, емкости системы охлаждения анодированы и т. д. Автомобиль успешно прошел испытания во всех климатических зонах СССР, но получился буквально золотым. Для заказчика КБ «Мотор» он оказался непосильно дорогим, и работы по теме 537Т были прекращены.

КЗКТ-537Л (1976 – 1990 гг.) – первый многоцелевой 15-тонный бортовой балластный тягач, полностью разработанный и построенный на КЗКТ под руководством конструктора В. А. Пискарёва с использованием шасси и лебедки от модели МАЗ-537Г. Первый образец был собран в 1976 году, серийное производство началось через два года. Автомобиль заменил первую балластную машину МАЗ-535А и формально считался аэродромным тягачом для перемещения самолетов массой до 200 т, хотя служил также для буксировки по шоссе различных 75-тонных прицепных систем. В снаряженном состоянии он весил 23,7 т и при полной массе 39,1 т работал на дорогах и территориях с твердым покрытием в составе многозвенных автопоездов массой около 240 т. Тягач снабжался укороченной сварной грузовой платформой с внутренней длиной 3165 мм, но установка лебедки между кабиной и кузовом заставила сдвинуть его назад, что привело к увеличению габаритной длины до 9250 мм при сохранении остальных размерных параметров. Кроме того, на удлиненной с обеих сторон раме монтировали унифицированные буксирные приспособления с двойной амортизацией. Бортовая платформа снабжалась неоткидными бортами, причем для пропускания троса лебедки в передних и задних бортах имелись отверстия с направляющими роликами. В комплектацию машины входили два прожектора, специальные светосигнальные огни, переговорное устройство для общения с экипажами буксируемых машин и самолетов. Максимальная скорость одиночного тягача на шоссе осталась на уровне 60 км/ч, но при буксировке различных систем по разным покрытиям находилась в границах 5 – 20 км/ч. После испытаний в 21 НИИИ автомобиль был принят на вооружение и применяется до сих пор. Его вариантом стал опытный седельный тягач 537М с лебедкой, построенный в 1978 году. На нем впервые была предпринята попытка заменить силовой агрегат Д-12А на автомобильный дизельный двигатель ЯМЗ-240НМ V12 (22,3 л, 500 л.с.), обеспечивавший машине максимальную скорость 65 км/ч.

Комментарии закрыты.