Аэропланы

Аэропланы

Никогда не следует относиться с презрением к каким бы то ни было конструктивнымформам, в том числе и к биплану, построенному на струнах и стержнях. Главныйпоказатель, который определяет выбор материалов и конструктивных форм,-это отношение нагрузки на конструкцию к ее размерам. Когда нагрузки сравнительноневелики по отношению к размерам, обычно лучше сосредоточить сжимающиесилы в нескольких компактных стержневых элементах (стойках) и распределитьрастяжение в обшивке и струнах. Именно так построены оснастка парусныхкораблей, палатки, ветряные мельницы. С некоторыми оговорками это справедливои для воздушных шаров. Любые другие решения в подобных случаях приводилибы к тяжелым, дорогим и менее удобным конструкциям.

kaneohe_fish_pond_hawaii

По понятным причинам все первые самолеты имели очень малую нагрузкуна крыло. Размеры во многих случаях были не намного меньше, чем у соответствующихсовременных самолетов, ну а вес такого самолета составлял менее 10% весасовременной машины с жесткой обшивкой. В таких условиях конструкция изткани, натянутой на каркас из древесины и бамбука, была и логичной, и эффективной.При мощности тогдашних двигателей аэроплан другой конструкции просто неподнялся бы с земли. Форма биплана позволяла построить отличную решетчатуюферму и кессоны – очень жизнеспособные и легкие конструкции. Массивныеэлементы были нужны только для того, чтобы воспринимать сжатие, и, посколькуглавная опасность в таких условиях крылась в потере устойчивости, эти элементыдолжны были быть возможно более простыми: лучше всего этим целям служилибамбук и ель. Для растянутых элементов использовалась рояльная проволока.Однако соединение бамбуковых элементов, работающих на растяжение, всегдабыло серьезной проблемой.

Такой способ конструирования давал отличные прочные самолеты лишь тогда,когда конструктор твердо знал, какой элемент будет нагружаться растяжением,а какой – сжатием. Ведь если стойка при необходимости и могла принять насебя растяжение, то уж проволока никогда не сопротивляется сжатию. В некоторыхбипланах посложней не всегда можно было проследить пути, по которым передаетсянагрузка. Недаром в ходу была банальная шутка: лучший способ проверитьправильность оснастки крыла биплана – посадить в середину канарейку; еслией удастся вылететь наружу – в конструкции какой-то непорядок.

Печально известен случаи с бипланом “Кафедральный собор”. Его создательС.Ф. Коуди питал пристрастие к сложной путанице расчалок, но ему не хватало

 

Комментарии закрыты.