Четырнадцать столетий без перемен

Интересна старинная эмблема французского адмирала галерного флота. На ней вместо адмиралтейского якоря изображен четырехрогий якорь-кошка. Почему? Потому что на гребно-парусных галерах никогда не применялись адмиралтейские якоря.

Примером оригинальной стилизации адмиралтейского якоря могут служить печати некоторых морских классификационных обществ. Наиболее удачно эта стилизация выполнена на печати Немецкой Судоревизионной и Классификационной Организации ГДР и Итальянского Морского Регистра.

3 Четырнадцать столетий без перемен

Якоря норманнов, Ганзы и итальянских морских республик

С падением Рима морская торговля и судостроение на Средиземном море пришли в упадок. Основная роль в дальнейшем развитии кораблестроения принадлежит норманнам — северогерманским племенам, обитавшим на полуострове Ютландия и на юго-западном побережье Скандинавии. Норманны, хотя и заслужившие в истории человечества недобрую славу своим морским разбоем, по праву считаются выдающимися корабелами древности. Их судостроение IX–XI вв. оказало значительное влияние на развитие морских судов всей Европы, Ближнего и Среднего Востока. Норманнские суда служили прототипом кораблей следующих эпох и воплощали в себе первые грамотные решения конструкции корпуса, аналогичные современным. Они обладали превосходными мореходными качествами благодаря удивительно правильно выбранным пропорциям и формам корпуса. Именно на этих судах норманны еще до Колумба достигли берегов Нового Света.

Больших успехов судостроение норманнов достигло к VIII в. н. э., к так называемому периоду походов викингов. Суровый климат Скандинавии, бесплодная земля, окаймленная пустынными скалистыми берегами, вынуждали норманнов заниматься рыболовством либо морским разбоем. Как первое, так и второе требовали надежных мореходных судов. Скандинавия, имея беcплодную для злаков почву, славилась тем не менее превосходными дубовыми рощами. Отличное для кораблестроения дерево решило судьбу немногочисленного, но выносливого народа. Норманны строили несколько типов судов. Торговые они называли «карфами». Их длина достигала 20–23 м, ширина — 5 м, осадка — 1,5 м, водоизмещение — 20 т. Такие суда, помимо 20–26 весел, имели одну съемную мачту с рейковым прямоугольным парусом. Боевывх ладьи норманнов именовались драккарами (драконами), «снеккарами» (змеями) и «холькерами» (это слово означает «долбленый кряж»).

Комментарии закрыты.