Многоцелевой вариант МАЗ-537Г в упрощенном внешнем исполнении конца 1970-х годов

С середины 1960-х годов на шасси стандартного тягача МАЗ-537 на КЗКТ началось создание обширной гаммы седельных и балластных машин специализированного назначения. До начала их серийного изготовления научные и опытно-конструкторские работы в этом направлении параллельно проводили также другие организации и заводы. Например, в 1965 году совместными усилиями специалистов 21 НИИИ, московского завода «Динамо» и номерных предприятий был разработан и построен оригинальный опытный вариант тягача для работы с активным трехосным полуприцепом-шасси с электрическим приводом всех управляемых колес. Для этого на автомобиле были смонтированы генератор постоянного тока в 215 кВт и гидронасос, для привода которых использовалась доработанная коробка отбора мощности тягача.

 

Многоцелевой вариант МАЗ-537Г в упрощенном внешнем исполнении конца 1970-х годов

 

Экспериментальный тягач МАЗ-537 с электрогенератором для привода колес полуприцепа. 1965 год

 

Все виды тягачей серии МАЗ-537 широко применялись как во всех подразделениях Советской Армии и ВМФ СССР, так и во многих отраслях народного хозяйства, где их основной задачей являлась доставка по всем видам дорог, по бездорожью и при любых погодных условиях тяжелых крупногабаритных грузов и различного оснащения. Специальные варианты тягачей использовались в основном в РВСН, но многоцелевые базовые модели поступали во все страны Варшавского договора и Финляндию, в союзные страны Ближнего и Среднего Востока, многие государства Африки и Азии. По оценочным данным, в общей сложности автомобили 537-го семейства были изготовлены в количестве 8 – 10 тыс. экземпляров.

Варианты исполнения МАЗ-537

Различные версии достаточно простого базового седельного тягача МАЗ-537 можно разделить на два поколения. В первое входили специализированные автомобили МАЗ-537А, 537Г и 537Д, разработанные в СКБ-1 и собранные в прототипах или выпущенные пробными партиями в Минске, а затем в 1964 – 1965 годах поставленные на производство в Кургане. По сравнению с продукцией Минского завода они не имели существенных изменений и носили маркировку МАЗ. Исключением являлись специальные седельные тягачи МАЗ-537В, 537Е и крановое шасси 537К, тоже спроектированные в СКБ-1, но собирали их только в Кургане. Для экспорта в тропические страны был построен опытный образец 537Т. Единственной машиной, не выпускавшейся на КЗКТ, стало шасси МАЗ-537Б, не оправдавшее себя при несении ракетного оружия. Во второе поколение входили тягачи, разработанные на Курганском заводе и имевшие маркировку КЗКТ. В приведенном ниже перечне специальных версий этих автомобилей указаны только их конструктивные особенности и параметры, отличавшиеся от базового варианта, а все остальные характеристики соответствовали машине МАЗ-537.

Комментарии закрыты.