Одна из трудностей этой технологии заключается в том, что она не позволяетполучить двух совершенно одинаковых изделий

Одна из трудностей этой технологии заключается в том, что она не позволяетполучить двух совершенно одинаковых изделий, так как надлежащий контрольпрактически невозможен. Ну а поскольку прочность такой переменчивой конструкциипредсказать довольно трудно, этот метод не совсем годен для изготовлениясамолетных конструкций.

Чтобы получить изделие хорошего качества, смола должна твердеть в сухой,теплой, контролируемой атмосфере, а это не всегда возможно в условиях полукустарныхмастерских. Именно отсюда возникают жалобы на лодки из стеклопластиков- их зачастую делают в холодных сырых сараях. На хороших заводах эту операциюпроделывают в обогреваемом (и дорогом поэтому) помещении, а кустари и любителис наибольшим эффектом могут приложить свои силы к доводке корпусов, изготовленныхпрофессионалами на подходящем оборудовании.

1458452510163842336

Для больших конструкций вроде судовых корпусов становится важной стоимостьмодели, так как количество производимых изделий обычно невелико. В такихслучаях лучше использовать недорогие модели, а смоле дать возможность медленнотвердеть при комнатной температуре. Кроме того, при этом допустима длительнаяручная доводка затвердевшей оболочки. Но если мы имеем дело с такими изделиями,как шлемы или чемоданы, экономическая картина меняется. В подобной ситуацииобычно применяют состоящую из двух половинок стальную нагретую пресс-форму.Стекловолокнистую заготовку опускают в пресс-форму и перед самым захлопываниемдобавляют в нее определенное количество жидкой смолы горячего твердения.Скорость затвердевания подбирается так, чтобы смола, прежде чем затвердеть,успела равномерно пропитать стекломассу. Затем остается лишь извлечь изформы готовое изделие – почти никакой ручной доводки не требуется, таккак пресс-форма тщательно отполирована. Весь процесс получения волокнистойзаготовки, установки ее в пресс-форму, пропитки смолой и твердения можетвыполняться в одной большой машине в течение нескольких секунд, в то времякак ручная укладка стекловолокна требует часов и даже дней.

В первых армированных материалах количество волокон было небольшим иволокно вводилось с целью нейтрализации грубых дефектов слабой хрупкойматрицы. О таких материалах правильно говорить как об армированных. Однакосо временем назначение матрицы изменилось – она стала служить только длясклеивания прочных волокон между собой; теперь мы стремимся использоватьматрицу лишь в количествах, необходимых для надежного связывания волокон.Такие системы правильнее было бы называть связанными волокнистыми материалами.

Серьезное изучение свойств этих систем – предмет трудный и в высшейстепени математизированный. В последнее время он получил признание и дажесделался модным в академических кругах. Не вдаваясь в детали, можно сказать,что свойства массы склеенных между собой волокон более или менее следуютпредсказаниям, полученным с помощью элементарного расчета. Обычно труднополучить материал, содержащий более50% волокон по объему. Прочность готового стекловолокна можно считатьравной примерно 200 кГ/мм, а его модульЮнга – 7000 кГ/мм.

Комментарии закрыты.