При перемешивании окись железа, содержащаяся в шлаке и окалине

При перемешивании окись железа, содержащаяся в шлаке и окалине, реагировалас углеродом чугуна и образовывался угарный газ, который выходил на поверхностьв виде пузырей. Выход газа сопровождался “кипением” металла, при этом изпечи удалялась большая часть шлаков. С удалением углерода температура плавленияжелеза увеличивалась, а поскольку температура печи оставалась около 1400° C,железо начинало “успокаиваться” и затвердевало. Из полученного таким образомжелеза “накатывали” крицы весом около 50 кг каждая. Затем крицы одну задругой извлекали из печи. И хотя пудлингование было очень тяжелой работой,оно позволяло одному человеку выплавить около тонны железа в день, то естьпроизводительность труда при этом процессе была в 10-20 раз выше, чем припроизводстве сварочного железа. В то же время новый процесс требовал иопыта, и навыков. Так что после наполеоновских войн английские металлургидолго еще зарабатывали на этом в европейских странах.

5769d11fc3add

Вслед за пудлингованием нагретое железо пропускали через валки. За несколькопроходов здесь получались плиты или прутки. В процессе прокатки горячаяповерхность железа окислялась. Когда железо остывало, окалина отслаивалась,и ее отправляли обратно в печь. Таким образом, химически весь процесс былэквивалентен процессу получения сварочного железа в старые времена, ноон был значительно более производительным. В наше время пудлингование практическине применяется, так как даже механизированная пудлинговая печь может датьдо сотни тонн металла в день, а производительность бессемеровского конвертера,в котором воздух продувается через расплавленное железо, может доходитьдо 800 т стали в день. Да и спрос на железо сейчас невелик, потому чтосталь и дешевле, и прочнее его.

Решение многих технических проблем зависит от того, какую прочностьи вязкость материала можно получить при заданных затратах. Всю промышленнуюреволюцию в целом следует рассматривать и оценивать на фоне постепеннопадавших цен на железо и малоуглеродистую сталь. Этот процесс очень яркоиллюстрируется историей железных дорог.

Железные дороги начинались с деревянных шахтных рельсовых путей, которыеукладывались для того, чтобы облегчить перемещение вагонеток на коннойтяге. К концу XVIII века такие деревянные рельсы стали заменять чугунными,более долговечными и с меньшим трением качения для колес. Чугунные рельсыпозволили одной лошади тянуть по горизонтальному пути 4-5 груженых вагонеток.Для перевозки породы это считалось вполне удовлетворительным, и, можетбыть, вскоре дальнейших улучшении и не потребовалось бы, если бы в периоднаполеоновских войн резко не поднялись цены на корм для лошадей.Пришлось задуматься об использовании для привода вагонеток добываемогов тех же шахтах угля. На шахтах к тому времени уже интенсивно использовалисьпаровые машины для откачки и для привода лебедок, но эти слишком громоздкие

Комментарии закрыты.