Прототип плавающего шасси БАЗ-937 (6×6) для зенитного комплекса 9К33 «Оса». 1969 год

Прототип плавающего шасси БАЗ-937 (6×6) для зенитного комплекса 9К33 «Оса». 1969 год

Главной конструктивной особенностью и наиболее трудоемкими элементами всех шасси, существенно затянувшими процесс их внедрения, являлись первые в СССР несущие стальные герметизированные водоизмещающие корпуса коробчатого сечения полузакрытого типа с гладким днищем, давшие свое название всей системе корпусных автомобилей. Внутри них имелись три отсека – переднее отделение управления без дверей с входным люком в крыше, средний боевой отсек и задний моторный. В конструкцию корпусов входило более 1000 стальных элементов, вручную соединенных между собой сваркой и уплотненных губчатой резиной, оклеенной водонепроницаемой тканью. Наружная обшивка выполнялась из гофрированного металла толщиной 2 мм, изнутри отсеки облицовывали панелями толщиной 1 – 4 мм. Легкая крыша задних отсеков была съемной и крепилась к боковинам защелками. Для дополнительного повышения прочности корпусы оборудовали встроенной лонжеронной рамой из стальных Z-образных профилей, усилителями толщиной 3 – 4 мм и ребрами жесткости. Готовые изделия проходили предварительную проверку на герметичность путем пролива сварных швов керосином, а затем их заполняли водой и выдерживали в специальной ванне. В отличие от традиционных рамных конструкций, они обладали повышенной прочностью и меньшей собственной массой, обеспечивали плавное протекание водяных потоков со всех сторон корпуса и соответственно приводили к сокращению потерь на преодоление сопротивления водной массы и повышению скорости передвижения на плаву.

В серию 5937/5939 входили почти полностью унифицированные между собой шасси полной массой до 19 т, выполненные по бортовой схеме с разным расстоянием между первой и второй парами односкатных колес (2800+2600 мм). Машины снабжались четырехтактным дизельным двигателем 5Д20Б-300 V6 (15,9 л, 300 л.с.) танкового типа заднего расположения с непосредственным впрыском, который выпускал Барнаульский завод транспортного машиностроения «Барнаултрансмаш» (п/я А-7494). Он являлся модификацией мотора УТД-20 для первых гусеничных боевых машин пехоты (БМП) и снабжался жидкостным охлаждением, предпусковым подогревателем, установленным над мотором радиатором и дублированной системой запуска – от обычного электростартера и пневматической от газового баллона высокого давления (135 – 150 кгс/см). Коробка передач была механической 5-ступенчатой и работала с двухступенчатой раздаточной коробкой, оборудованной встроенным симметричным межбортовым блокируемым дифференциалом. От нее крутящий момент передавался 16 карданными валами на одноступенчатые бортовые и колесные редукторы каждого борта. В трансмиссию входили также сухое двухдисковое сцепление и коробка отбора мощности на электрогенератор, компрессор и гидронасос. Индивидуальная независимая рычажно-торсионная подвеска каждого колеса обеспечивала достаточную проходимость, плавность хода и увеличение скорости движения на местности. Все шесть колес комплектовали широкопрофильными камерными шинами ИД-Б284 размером 1200×500-508 и системой регулирования внутреннего давления (в пределах 1,0 – 4,0 кгс/см). Все герметизированные колесные барабанные тормоза имели пневмогидравлический привод с двумя ресиверами, рулевой механизм червячного типа был оборудован двумя поршневыми гидроусилителями двойного действия (для передних и задних колес), электрооборудование – однопроводное напряжением 24 В. Передвижение на плаву обеспечивалось двумя одноступенчатыми водометными движителями пропеллерного типа и за счет вращения всех колес, а управление машиной – отклонением заслонок водометов, встроенных в боковые водоводные каналы. Топливный бак вместимостью 320 л помещался по левому борту перед задним колесом. Все шасси оснащали автономной системой электропитания, двумя водоотливными насосами с электроприводом, фильтровентиляционной установкой, отопительно-вентиляционной ОВ-65Г, танковым переговорным устройством Р-124, ультракоротковолновой радиостанцией Р-123 и передними откидными волноотражающими щитами. В их комплект входили также автоматическая система пожаротушения «Роса», средства радиационной разведки и спецобработки, навигации и топопривязки, приборы ночного видения и наблюдения при движении на плаву.

Комментарии закрыты.