Специальное плавающее шасси БАЗ-5921 для ракетного комплекса 9К79 «Точка». 1976 год

Специальное плавающее шасси БАЗ-5921 для ракетного комплекса 9К79 «Точка». 1976 год

 

Параллельно с созданием боевой части ТРК «Точка» в СКБ Брянского автозавода под руководством главного конструктора И. Л. Юрина проводилось проектирование плавающих корпусных шасси 5921 с 4-местной кабиной для пусковой установки и 5922 для ТЗМ с 2-местным отсеком управления. Ведущими конструкторами являлись соответственно А. И. Кирюшкин и И. В. Гринченко. Вполне естественно, что их конструктивной основой являлись выпускавшиеся в то же время уже опробованные и испытанные заднемоторные машины 5937/5939 ЗРК «Оса», а перестановка силового агрегат в среднюю часть шасси фактически не привела к существенным изменениям в конструкции их агрегатов и основных параметров. На максимально унифицированных шасси 5921/5922 устанавливали прежние бортовые трансмиссии, подвеску, пневмогидравлическую тормозную систему, рулевое управление, систему регулирования давления воздуха в шинах, водометные движители, электрооборудование и набор дополнительного оснащения. В принципе на них использовался тот же 300-сильный дизельный двигатель с дублированной системой запуска, но он имел маркировку 5Д20К-300 и отличался более мощной системой охлаждения с двумя радиаторами и предпусковым подогревателем повышенной мощности. В трансмиссии насчитывалось 18 карданных валов: два дополнительных вала служили для вращения электрогенератора привода спецоборудования. Новыми считались усиленные шины И-247Б прежнего размера 1200×500-508. Единственной реальной новинкой стал более крупный и высокий сварной герметичный корпус увеличенной вместимости с новой планировкой, центральным расположением моторного отсека и двумя рабочими помещениями – переднее отделение управления с двумя входными люками в крыше и кормовое для размещения специального оборудования. Глубокая наследственность при разработке машин 5921/5922 отразилась также и в идентичности большинства основных параметров обоих поколений: прежние колесная база (2800+2600 мм), колея, скорости передвижения, почти все параметры проходимости, единая снаряженная масса (11,3 т) и даже тот же контрольный расход топлива. Исключение составляли сокращенные дорожный просвет (357 мм), ширина преодолеваемого рва (до 1,5 м) и эксплуатационный расход топлива – максимум 124 л на 100 км.

Прототипы спецшасси 5921 и 5922 были построены в конце 1971 года и пошли на волгоградский завод «Баррикады» под спецкомплектацию, их серийное производство началось в мае 1974 года, то есть за два года до официального принятия ТРК «Точка» на вооружение. Приобретя опыт изготовления сварных каркасных кузовов предыдущей серии 5937/5939, корпусы новых машин стали собирать на механизированных стендах с фиксацией основных элементов, а каркас крыши – на стенде с пневматическим зажимом всех элементов.

Шасси БАЗ-5921 грузоподъемностью 6,3 т с экипажем из четырех человек предназначалось для монтажа оборудования СПУ серии 9П129 комплексов «Точка» и «Точка-У». Внешне этот вариант отличался клиновидной передней частью корпуса, небольшими лобовыми и узкими треугольными боковыми окнами с пуленепробиваемыми стеклами. В задней части его грузового отделения была смонтирована подъемная рампа с направляющими для пуска одной ракеты и гидравлическим механизмом изменения угла возвышения. В транспортном положении ракета располагалась горизонтально, а для сохранности груза и маскировки кормовой отсек сверху закрывался двумя длинными боковыми створками с дистанционным электрогидравлическим управлением. В состав дополнительного оборудования входила аппаратура навигационной привязки и подготовки запуска, четыре гидравлических домкрата и два топливных бака на 315 и 35 л, обеспечивавшие запас хода шасси 875 км. Габаритные размеры машины составляли 9486x2890x2375 мм.

Комментарии закрыты.