Типичное для времени второй мировой войны деревянное крыло самолета

Рис. 43. Типичное для времени второй мировой войны деревянное крыло самолета.Темная часть конструкции – из слоистой ели, светлая – фанера. а -поперечное сечение; б – еловая полка лонжерона деформировалась больше, чемфанерные обшивка и стенки, в – разрушение полки лонжерона.

Большие куски древесины требуют довольно долгого времени чтобы прийтив равновесие с влажностью окружающей среды. Поскольку погода в Англии оченьпеременчива в деревянных деталях самолетов не успевали возникнуть большиенапряжения и, пока самолеты были в Англии, особых оснований для забот небыло. Но стоило им попасть за границу, ситуация резко менялась. Во многихстранах долгие сухие периоды сменяются не менее длительными дождями, втечение каждого из этих отрезков времени древесина успевает как полностьювысушиться, так и до предела пропитаться водой; усадка и разбухание огромны.Вот тут-то и начинаются серьезные заботы. Вдоль склейки появляются большиенапряжения. При плохом состоянии клея разрушается соединение; если оновыдерживает, разрушается древесина вблизи склейки. Спасти эти самолетыот такой напасти можно было, лишь отправив их назад в Англию.

Неприятности со склейкой возникали не только от самих клеев, но и подругим причинам. Наихудшим случаем было так называемое “закалочное” разрушение.Вы представляете себе, конечно, что способов испытаний клеевых соединений,которые фактически являются неотъемлемой частью самолета, не существует.Испытать их можно только ценою поломки всего самолета, а это значило бынаносить ущерб самим себе. Поэтому остается полагаться в значительной степенина внешний вид склейки да на контроль в процессе производства. И вот вскорепосле того, как было развернуто крупносерийное производство деревянныхаэропланов, выяснилось, что некоторая часть авиационной фанеры вообще несклеивалась. Места склейки, выполненной со всей необходимой аккуратностью,выглядели вполне нормально, но не имели никакой прочности. В некоторыхслучаях их легко можно было разорвать руками. Хуже всего то, что невозможнобыло сказать, какой лист фанеры плох, а какой – хорош.

А дело оказалось вот в чем. Древесина состоит из трубочек с довольнотонкими стенками. Когда она разрезается, трубки на срезах очень редко бываютпараллельны их поверхности. Поверхность образуется большим числом трубок,выходящих наружу под малым углом, то есть она представляет собой наборнаклонных отверстий. В то же время операция разрезки в микроскопическоммасштабе – действие довольно грубое, поэтому кромки среза у трубок поврежденыи механически довольно слабы. Чтобы склейка была надежной, клей долженпроникнуть в эти трубки на некоторую глубину, схватывание происходит тогдамежду их неповрежденными частями.

Если что-то мешает клею просочиться в трубки, склейка произойдет междуих поврежденными кромками, которые при малейшей нагрузке легко разрушаются.В процессе изготовления “закаленной” фанеры кромки трубок загнуты внутрьгорячими плитами пресса. Они преграждают путь клею внутрь трубок, и клеевоесоединение не имеет прочности (рис. 44).

Комментарии закрыты.