ВЕЗДЕХОДЫ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ

Аэродромная машина ЗИЛ САК
(1966 – 1968 гг.)

Это была необычная единичная продукция Московского завода – опытный автомобиль на специальном заднеприводном низкорамном шасси с электрической трансмиссией, разработанный в СКБ совместно с заводом «Дзержинец» и построенный в двух экземплярах. Он являлся самоходным авиатранспортабельным агрегатом системы аэродромного контроля (САК) для проведения предполетной подготовки и диагностики систем военных и гражданских летательных аппаратов. В конструктивном отношении уникальный автомобиль представлял собой двухсекционный дорожный автопоезд с колесной формулой 6×2. Тягачом являлась короткая и широкая машина с весьма нескладным (функциональным) цельнометаллическим кузовом с высотой расположения пола от поверхности земли всего 570 мм. Он снабжался рабочим местом для водителя, крупными окнами на боковых скосах крыши, одной передней и двумя задними распашными дверями и служил для размещения персонала и доставки спецоборудования общей массой до 1 т. В ступицы обоих задних односкатных колес с двухступенчатыми планетарными редукторами были встроены электромоторы ДТ-14 постоянного тока, а весь силовой блок помещался в кожухе на буксируемом одноосном прицепе. Он состоял из 180-сильного бензинового двигателя ЗИЛ-375, вращавшего электрогенератор ГЭТ-120, от которого ток напряжением 230 В через беззазорное сцепное устройство поступал на электромоторы тягача, а также служил для питания и проверки бортовых электрических систем самолетов и вертолетов. Изменение направления движения осуществлялось при помощи двух передних управляемых колеса от УАЗ-451. Автомобиль имел длину 5554 мм и снаряженную массу около 4 т, весь автопоезд – 8,8 м и 5,5 т соответственно. Максимальная скорость агрегата – 32 км/ч. Его испытания проходили на подмосковном военном аэродроме в Жуковском.

 

Агрегат аэродромного контроля САК с двумя задними электромотор-колесами. 1966 год

 

ВЕЗДЕХОДЫ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ

Короткий период увлечения советских ученых и конструкторов высокоэластичными движителями относился к поисковому этапу создания в 1960-е годы специальной автотехники двойного назначения для достижения высокой проходимости транспортных средств на грунтах с низкой несущей способностью, по заснеженной, песчаной и болотистой местности. Для этой цели на единственных отечественных опытных образцах устанавливали уникальные пневматические гусеницы с избыточным внутренним давлением воздуха или специальные бескамерные пневматические катки. Они представляли собой эластичные малослойные резинокордные оболочки бочкообразной формы с пониженным внутренним давлением, имевшие довольно сложную и тяжелую систему индивидуальных шестеренчатых приводов, именовавшихся гитарами, но зато позволяли отказаться от упругой подвески. Идея пневмокатков также пришла из США, где с начала 1950-х годов ее активно пропагандировала небольшая фирма «Роллигон» (Rolligon). С 1955 года воплощением ее в жизнь занималась компания «Фор Уил Драйв» (FWD), построившая несколько армейских вездеходов и автопоездов высокой проходимости на пневмокатках, которые служили для доставки стратегических ракет в пустынных регионах.

Комментарии закрыты.