Во время войны в Англии много работали над листовыми пластиками

Во время войны в Англии много работали над листовыми пластиками, армированнымицеллюлозными волокнами, для замены ими алюминия в обшивке самолета. Намудалось, сохраняя достаточную вязкость, снизить вызванное колебаниями влажностиполное изменение размеров в плоскости листа до 0,8%. Затем в порядке экспериментамы обшили часть поверхности двенадцати находившихся в строю самолетов.Никаких аварий не последовало, но и положительных результатов мы не получили.Дело в том, что листы были, конечно, приклепаны к алюминиевому каркасу,который не мог ни разбухать, ни усыхать вместе с ними. И в результате насамолетах, летавших в пустыне, пластики так натягивались, что линия заклепочногошва оказывалась усеянной трещинами; в то же время во влажном климате, особеннопосле таяния снега, листы угрожающе выпучивались и коробились. В концеконцов пришлось от этой затеи отказаться. Практически колебания размеровармированных целлюлозой материалов всегда будут составлять около 1%. Этоне согласуется ни с металлом, ни с древесиной, ни с фанерой – и потомуделает невозможным применение таких материалов в широких масштабах.

nature-879__1490263572__300h

Использование прочных слоистых пластиков сегодня практически ограничиваетсяплоскими листами, которые можно прессовать между тщательно вывереннымиплитами. Для изготовления фигурных изделий необходимо иметь профилированнуюстальную пресс-форму, состоящую из двух половинок. В любом случае это довольнодорогое практически неизменяемое приспособление, но даже не оно делаетпрофильное прессование на редкость трудным. Трудность здесь связана с тем,что такой материал почти не течет в процессе прессования. Поэтому долженочень точно выдерживаться зазор между двумя половинками пресс-формы. Еслиэтого не обеспечить, то вся нагрузка придется на те участки, где зазорменьше нормы а остальной материал не будет прессоваться совсем.

Трудности и дороговизна этой операции вполне достаточны, чтобы отпугнутьинженеров, особенно сейчас, когда в их распоряжении есть другие, болеепростые пути получения прессованных изделий. Однако в конце 30-x – начале40-х годов других путей не было, поэтому, несмотря на тяжелую и дорогуюоснастку, несколько серьезных больших деталей пошло в производство по описаннойтехнологии. Помнится, так было сделано стандартное кресло пилота для самолета-истребителя,которое использовалось в “Спитфайере” и некоторых других машинах. Эта довольно

Комментарии закрыты.