Всегда ли звенели якоря?

В книге приведены описания только наиболее удачных конструкций якорей, в основном тех, которые применялись и применяются в наше время на практике. Автор не счел нужным рассматривать якоря, которые, не найдя применения, остались для истории в виде чертежей их изобретателей.

По просьбе многих читателей — моряков, кораблестроителей и особенно судомоделистов в книге вместо рисунков даются точные схемы и общие виды почти 300 конструкций якорей по подлинным чертежам, схемам и фотографиям из коллекции (1500 якорей) автора.

Новая глава XII «Реликвии морской славы» посвящена последним археологическим находкам якорей у нас и за рубежом.

Автор считает своим долгом выразить искреннюю признательность за оказанную помощь при работе над переизданием этой книги коллективам Центральной военно-морской библиотеки и Центрального военно- морского музея (г. Ленинград), а также лично капитанам дальнего плавания Анне Ивановне Щетининой, Александру Павловичу Бочеку, Ивану Александровичу Ману, Сергею Илларионовичу Ушакову и морскому инженеру Герману Владимировичу Смирнову, давшим немало ценных замечаний и полезных советов.

Лев Скрягин

1 Всегда ли звенели якоря?

«Где лодья ни рыщет, а у якоря будет»

(Старинная поморская поговорка)

 

Якорные камни

С тех пор как первобытный человек построил свой первый «корабль» — связанный из стволов деревьев плот или долбленый челн, он понял, что не всегда можно упереться в дно шестом, удержаться за водоросли или зацепиться за камень или дерево, растущее на берегу. Иногда нужно было останавливать судно на середине реки или вдали от морского берега., И камень, привязанный к лиане (а возможно, и к веревке, свитой из сухожилий убитых животных), оказался первым в истории якорем, который на протяжении тысячелетий оставался единственным приспособлением для удержания судна на открытой поверхности воды (рис. 1).

Но груз, привязанный к веревке, — еще не якорь в современном смысле этого слова, ибо удерживающая способность (произведение держащей силы на вес якоря) современных якорей в десятки раз превосходит их собственный вес. А у камня, лежащего на дне, удерживающая способность меньше его веса. Поэтому назовем камень с привязанной к нему веревкой «якорным камнем».

Первым усовершенствованием якорного камня стал желоб (канавка), сделанный по окружности, чтобы веревка или лиана не соскальзывала с гладкой мокрой поверхности (рис. 2). Более надежно — просверленное в камне отверстие. Такой якорный камень, показанный на рис. 3, нашел известный советский археолог А. Я. Брюсов во время раскопок в низовье реки Суны в Карелии в 1929 г. Эта интересная археологическая находка относится к 2000 г. до н. э. Сейчас она хранится в Государственном Историческом музее в Москве.

Якорные камни с отверстиями позже были найдены и советским ученым Р. А. Орбели во время подводных археологических исследований в Ольвии — на правом берегу Буга между Очаковом и Николаевом — и в Херсонесе (Севастополь).

Комментарии закрыты.