Затем с начала XIX века им начали клеить в Германии и Швейцарии

Затем с начала XIX века им начали клеить в Германии и Швейцарии. Не ясно,почему казеин раньше не использовался в технике. Но примерно с 1930 годаон стал признанным клеем для самолетов и яхт, сделав реальностью деревянныесамолеты и современную оснастку яхт.

Казеин – это содержащаяся в молоке сыворотка, и, следовательно, он подобенсыру. Сыворотка растворима в щелочной воде, но не растворима в кислотах.Поэтому она выделяется из молока любой слабой кислотой, для детского питанияказеин получают с помощью сока ревеня, для технических нужд – воздействиемслабой соляной кислоты. Выделенную сыворотку можно снова растворить в воде,содержащей немного каустической соды. Казеин медленно реагирует с известью,образуя нерастворимый казеинат кальция.

Казеиновый клей продается в виде сухого белого порошка, состоящего извысушенной сыворотки, каустической соды (или другой щелочи) и извести.Если этот порошок замесить на холодной воде, он прежде всего растворяется,образуя белую, похожую на сметану пасту а затем медленно затвердевает.Этот клей очень прост в применении; единственное, о чем следует помнить,- это о том что крышка банки с клеем при длительном хранении должна бытьплотно закрыта, так как в противном случае в банку будет попадать влагаи преждевременно пойдет реакция образования казеината кальция. Казеиновыйклей схватывается за один-два дня, причем швы получаются более или менеевлагостойкими. Однако, хотя казеинат кальция и не растворим в воде, принамокании он немного размягчается. Казеиновые клеи очень широко использовалисьв самолетостроении во время войны, и вот однажды кто-то обнаружил, чторазрывная прочность образцов влажного казеина составляет всего лишь пятуючасть прочности сухого казеина. Не без оснований появились опасения, чтопрочность мокрых самолетов с казеиновыми склейками может быть в пять разменьше прочности сухих самолетов. В смятении мы набрали сотню примерноодинаковых деревянных стабилизаторов на казеиновом клее. Половину из нихопустили на 6 недель на дно пруда, вторую половину держали сухой. Тем временемподготовили установку, которая нагружала стабилизаторы примерно такимиже силами, какие действовали на них в полете; когда все было готово, мыиспытали всю партию. К нашему удивлению, все стабилизаторы ломались примернопри одной и той же нагрузке под аккомпанемент многочисленных вздохов облегчения.Причина такого счастливого исхода поучительна. Дело в том, что распределениенапряжений в склейке далеко не однородно. В типичном случае, показанномна рис. 41, практически вся нагрузка воспринимается концевыми участкамисклейки и очень небольшая ее часть передается через центральные областишва. Это один из вариантов уже знакомой нам концентрации напряжений, котораятак много значит в технике и науке о материалах. Между прочим, в результатепрочность клеевого соединения зависит главным образом от его ширины, ане от площади. Кстати сказать, то же самое справедливо и для механическихсоединений: основную нагрузку несут первый и последний болты (или заклепки).Это одно из обстоятельств, которые отравляют жизнь конструктора.

Комментарии закрыты.