Изобретателем локомотива повышенного давления был Ричард Тревитик (1771-1833),гений, умерший в бедности. Стефенсоны в отличие от него оба жили и скончалисьв почете и богатстве. Первый локомотив с повышенным давлением (3,5 ат)Тревитик построил в 1804 году, второй – в 1805 году (рис. 55). Обе машиныбыли удачными, но обе оказались заброшенными. Корень зла был один – рельсы.
Рис. 55. Локомотив Тревитика (1805 год).
Локомотивы были дороги как в постройке, так и в эксплуатации. Стоимостьгодовой эксплуатации паровоза, включая амортизацию и т.д., оцениваласьпочти в 400 фунтов стерлингов. Несмотря на большую разницу цен на сенои уголь, это, конечно, намного превышало стоимость содержания одной лошади,хотя стоимость одной “лошадиной силы” паровой машины была меньше цены наживую лошадь. Локомотив мог быть экономичным лишь тогда, когда он либотянул свой груз быстрее, либо тянул больший груз. Но увеличить скоростьмешали работавшие на тех же линиях лошади, поэтому машина должна была потащитьбольше вагонеток.
Как известно, получить достаточное сцепление между гладкими металлическимиколесами и рельсами, необходимое для того, чтобы тянуть любой заданныйгруз, не так уж трудно. Для этого на ведущие колеса должен приходитьсятакой вес, который не позволит им буксовать. Но именно тут и заключаласьтрудность. Прочность тогдашних чугунных рельсов была небольшой – они надежновыдерживали лишь вес бывшей тогда в ходу трехтонной вагонетки. Паровоз,который сам весил три тонны, естественно, не мог потянуть тридцать вагонетоктакого же веса. А более тяжелый паровоз не выдерживали рельсы, так чтолокомотивы Тревитика пришлось переделать для стационарного использования.
После этого в истории развития железных дорог начинается период поисковтакого сцепления колес с полотном, которое не разрушало бы рельсы. Сложностьв том, что первые машины не имели рессор – не было достаточно прочной пружиннойстали. Следовательно каждый толчок давал перегрузку на рельсы. Паровозыстроили с восемью ведущими колесами, так что нагрузка распределялась междуними (рис. 56). Одним из наиболее популярных решений той же задачи былилитые рельсы с зубцами, которые сцеплялись с зубьями колес, как это делаетсяна современных горных дорогах (рис. 57). Эти сооружения имели много недостаткови никогда не работали нормально.
Рис. 56. Локомотив, в котором нагрузка распределялась между восемьюсвязанными между собой колесами. Амортизация обеспечивалась только гибкимиспицами.