Очень возможно что они исходили при этом из эстетических соображений

Очень возможно что они исходили при этом из эстетических соображений. Грекидалеко не всегда подчиняли свои поступки строго рассчитанной необходимости,особенно в архитектуре идущей от деревянных конструкций. Парфенон и вседругие дорические храмы – точные мраморные копии деревянных строений вплотьдо имитации в мраморе штифтов, скрепляющих между собой деревянные балки.Но так как творения греков блестящи, а наши собственные здания зачастуюужасны, не нам посмеиваться над античными архитекторами по этому поводу.

Деревянная архитектура, по существу, основана на балочных конструкциях,потому что ее строительный материал – разного рода длинные брусья. К томуже древесина обладает хорошей прочностью на разрыв. Греческая архитектурабыла, таким образом, архитектурой балок и колонн. То же самое прекрасноиллюстрирует американская “колониальная” архитектура. Строители здесь визбытке имели дерево, и потому они охотно и успешно обратились к классическомустилю. Готика и древесина несовместимы, поскольку готический стиль основанна напряжениях сжатия, которые под силу лишь каменным аркам.

5769d11fc3add

Хотя мрамор, пожалуй, лучше других камней с точки зрения прочности на разрыв,его прочность все-таки слишком мала и непостоянна, поэтому делать из него балкикакой бы то ни было длины невозможно. В ранних дорических каменных храмах этокомпенсировалось тем, что пролеты балок были короткими, а капители сверхуколонн – широкими. Даже в Парфеноне (строительство началось в 447 году до н.э.)свободный пролет большинства балок не превышает 2,5 м, хотя и выглядят онидлиннее. Однако, когда в 437 году до н.э. Мнесикл приступил к строительствувхода в Акрополь (Пропилеи), ему потребовалось перекрывать намного большиепролеты. Их длина от 4 до 6 м определялась как архитектурными пропорциями, таки необходимостью церемониала. Чтобы справиться с растягивающими напряжениями,Мнесикл решил замуровать в мраморе в специальных канавках железные стержнидлиной около 2 м. Так появился армированный мрамор, который должен был позамыслу создателей вести себя подобно древесине.

Однако Мнесикл не сделал существенного шага вперед: греческие колонисты вАкрагасе (Сицилия) еще в 470 году до н.э. использовали железные армирующиебрусья длиною 4,5 м и сечением 12Х30 см. Правда, остается тайной, как былиполучены такие поковки. Но это заставляет предположить, что греки не испыталибы технологических трудностей в изготовлении паровой машины и другого тяжелогооборудования, если бы до них додумались.

Как мы уже говорили, готические церкви рушатся, если в них появляются растягивающиенапряжения, а появляются они довольно часто. Выход – быть может, частичный- был найден в контрфорсах. Примерно тот же способ применялся и в позднейклассической и романской архитектуре. Так, давление, действующее со стороныкупола св. Софии в Константинополе (532 год), уравновешивается силами,созданными двумя полукуполами, на которых он покоится; правда, арки у егооснования связаны железными стержнями.

Комментарии закрыты.