Первый сенсационный успех новой бессемеровской стали связан с прорывомблокады северян во время гражданской войны в Америке. Стальные пароходыюжан (а среди них и знаменитый “Банши”) были построены в начале 60-х годов.Имея скорость около 20-22 узлов, они с почти пренебрежительной легкостьюотрывались от флота северян, самые быстроходные суда которых развивалискорость не более 15 узлов. Некоторые из этих стальных пароходов закончилисвою службу сравнительно недавно. Но хотя применение стали давало оченьбольшую экономию в весе судов, нередко бывали и катастрофы, поэтому неслучайно Британское адмиралтейство не использовало сталь в судовых корпусахпримерно до 1880 года.
Первым примером использования стали в действительно больших и ответственныхконструкциях следует считать, по-видимому, железнодорожный мост через рекуФорт в Шотландии, построенный из мартеновской стали в 1889 году.
Сталеварение
Производство стали, особенно современной, – дело весьма сложное. Мырасскажем о нем лишь весьма кратко. Углеродистыми сталями мы называем сплавыжелеза с углеродом, содержащие до 2% углерода. Кроме углерода, в сталиможет быть немного шлаковых включений, а также контролируемые добавки другихэлементов (например, кремния и марганца). Традиционное сварочное железо,как вы уже знаете, почти не содержало углерода, но имело значительные шлаковыевключения, в небольшом количестве входили в него и другие элементы. Какмы уже говорили, самая большая трудность первых железоделателей состоялав том, что, удаляя углерод из чугуна, они повышали точку плавления егопримерно с 1150 до 1500° C, то есть за’пределы возможностей их печей. Поэтомунельзя было удалить шлак, а чтобы получить нужную прочность и твердость,следовало вернуть в железо часть углерода; это можно было сделать, насыщаяуглеродом горячую, но уже твердую поверхность железа кузнечными методами.
Однако со временем температуру печей удалось несколько поднять, и примернов 1740 году Бенджамин Хант научился плавить сварочное железо с небольшойдобавкой углерода в установленных в печах глиняных тиглях. Ему удавалосьпроплавлять до 40 кг металла. При этом шлак, будучи более легким, всплывална поверхность и его удаляли. Оставалось железо с небольшим количествомуглерода и с прежними включениями. Содержание углерода можно было подогнать,так чтобы получить желаемую прочность и твердость, а свободную от шлакасталь вылить в изложницу.