63-тонное ракетное шасси МАЗ-7916 с новой левой 2-дверной кабиной. 1979 год

63-тонное ракетное шасси МАЗ-7916 с новой левой 2-дверной кабиной. 1979 год

 

Подвижный ракетный комплекс «Пионер-3» среднего радиуса действия (до 7500 км) разрабатывался с 1983 года и размещался на специально подготовленном шасси МАЗ-7916, переоборудованном заводом «Баррикады». Он имел два опытных базовых исполнения с разными видами новых 17-метровых ракет – вариант 15П655 с моноблочной ракетой 15Ж55 с термоядерной головной частью и 15П657 с ракетой 15Ж57, оборудованной тремя разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Первые полигонные испытания СРК прошел в мае 1985 года, за которыми в 1988-м состоялись окончательные государственные испытания, признавшие шасси 7916 пригодными под монтаж вооружения. В отличие от первых систем, «Пионер-3» снабжался новой аппаратурой управления и имел повышенную точность стрельбы. Полная масса СПУ составляла 83 т, максимально допустимая скорость передвижения – 40 км/ч. В перспективном задании на 1986 – 1990 годы планировалось проектирование еще более совершенного комплекса «Пионер-4», но все эти разработки прервало подписание в декабре 1987-го Договора о ликвидации РСМД. В результате все работы по новым ракетным системам и шасси были прекращены, и до мая 1991 года несколько опытных СПУ «Пионер-3» были уничтожены вместе с остальными системами «Пионер» первых выпусков. Их в буквальном смысле слова варварская ликвидация заключалась в отрезании на длину 78 см задней части рамы автомобиля, где монтировали подъемный и опорный механизмы ракеты, но впоследствии ее заменили более простым, дешевым и наименее трудоемким способом взрывания ракет непосредственно внутри пусковых контейнеров.

 

Опытный ракетный комплекс «Пионер-3» на 710-сильном шасси МАЗ-7916. 1985 год

 

Так бесславно и позорно завершилась первая «пионерская» эра развития советских стратегических ракетных комплексов на автомобильных шасси, однако к тому времени уже все было готово к массовому развертыванию принципиально новых ракетных систем «Тополь». В тот трудный для Минского автозавода момент шасси 7916 удалось спасти, и в 1994 году на предприятии МЗКТ оно было преобразовано в модернизированный 50-тонный вариант 79161 для монтажа различного военного и гражданского оборудования.

Комментарии закрыты.