Активный поезд СО-7 для ракетного установщика с тягачом МАЗ-537 и трехосным полуприцепом. 1965 год
Тягач МАЗ-537Д с транспортно-загрузочной машиной 15У39 для установки ракет РТ-2. 1968 год
Развитием прежних простых перегрузочных систем стал многоцелевой полуприцепной двухосный установщик транспортно-пусковых контейнеров УТПК-1 образца 1975 года с тягачом МАЗ-537Г, оборудованный сварной подъемной стрелой с рельсовыми направляющими, двумя подъемными гидроцилиндрами и полиспастовой системой погрузки ракеты и опускания ее в ШПУ. Габаритные размеры полуприцепа в транспортном положении без ракеты составляли 18 800x3240x3300 мм, собственная масса – 46 т. Общая длина автопоезда – 23,3 м, полная масса – 67,6 т. Экипаж состоял их двух человек. Установщик поступал на вооружение в составе нескольких стратегических ракетных комплексов шахтного базирования для перегрузки с транспортных систем и установки основного цилиндрического «стакана» сходных типов ТПК для модернизированных межконтинентальных ракет серии УР-100 длиной до 24 м – МР-УР-100 (15А15) и УР-100 УТТХ (15А16) со стартовой массой 71,1 т, а также более тяжелых УР-100Н (15А30) и УР-100НУ (15А35), весивших 103 – 106 т. Модернизированный вариант установщика с пониженной высотой расположения рамы, снабженный удлиненной стрелой и загрузочным механизмом, применялся для помещения в ШПУ специальных цилиндрических обитаемых контейнеров командного пункта ракетного комплекса. Полная масса такого автопоезда возросла до 69,9 т, длина – до 26,5 м. Радиус поворота всей системы достигал 35 м. Сходный с ним новый более мощный установщик 15У164 применялся для работы с модернизированными 34-метровыми ракетами Р-36М (15А14) шахтного комплекса 15П014 второго поколения и Р-36М УТТХ (15А18) комплекса 15П018, принятого на вооружение в декабре 1980 года для замены системы 15П014. Все эти ракетные системы в международных договорах о сокращении стратегических вооружений имели обозначения РС-16, РС-18, РС-20 и впоследствии были разукомплектованы и уничтожены.
Полуприцепная машина УТПК-1 для установки стратегических ракет серии УР-100. 1975 год
Установщик 15У164 для монтажа ракет Р-36М
Для перевозки ТПК с 24-метровыми ракетами модернизированных серий МР-УР-100 и МР-УР-100 УТТХ использовался унифицированный трехосный длиннобазный ТПА с тягачом МАЗ-537Е и электропитанием от генератора автомобиля или от внешней сети. Он был оборудован шестью односкатными управляемыми колесами уменьшенного диаметра, четырьмя задними гидравлическими опорами, низкобортными боковыми решетчатыми рамами-ограждениями с маскировочным тентом и сварным основанием с продольным рельсовым путем. Эта конструкция являлась типичным отражением внедрения системы бескрановой перегрузки ракеты, которая через открытую заднюю секцию полуприцепа загружалась горизонтальным способом со складских эстакад или из вагонов и доставлялась на монтажную площадку, где ее перемещали назад и монтировали на пристыкованном установщике. Габаритные размеры ТПА составляли 40 900x3850x4550 мм, масса без ракеты – 43,75 т. Боевой расчет – четыре человека.